Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Со времени выхода в свет в 60—70-е годы первых отече­ственных монографических исследований, посвященных совре­менным проблемам социальной психологии






Со времени выхода в свет в 60—70-е годы первых отече­ственных монографических исследований, посвященных совре­менным проблемам социальной психологии, прошло более четверти века[1]. За это время многое изменилось и в жизни стра­ны, и в положении данной науки. Произошли радикальные пе­ремены в системе социальных отношений, в жизнедеятельности всех слоев и групп общества, в состоянии духовно-нравствен­ной атмосферы, в общественном настроении и ценностных ориентациях, доминирующих в социуме, которые пока не получили необходимого научного, в частности социально-психологичес­кого осмысления и объяснения.

Не остался без изменения и статус самой социальной пси­хологии как науки. Сегодня она уже не нуждается в доказа­тельствах своего права на существование. Нет сомнений и в возрастающей значимости как эмпирических исследований в этой области, так и в необходимости социально-психологичес­кого видения всего многообразия повседневно наблюдаемых нами явлений жизни.

Теперь пришло время энергичного развертывания твор­ческих возможностей этой науки и ее включения в решение многих практических вопросов, связанных с психологическим обеспечением готовности общества к эффективному выходу из затянувшегося кризиса, возрождению и обновлению экономи­ческого, правового, политического и духовно-нравственного потенциала социума, его гуманитарной культуры и гумани­тарного образования.

Вместе с тем очевидно и отставание в темпах развития социально-психологической теории и опыта ее практического внедрения от давно назревших и все более острых запросов со­циальной жизни. Одним из показателей этого является недоста­точная пока вовлеченность практических психологов в деятельность различных систем управления (федерального, от­раслевого, территориального) и некоторое снижение в темпах развития фундаментальных исследований.

Это, конечно, не означает отсутствия новых теоретичес­ких и практических подходов и разработок в области социаль­ной психологии. Они существуют и нуждаются в более широком обсуждении. Общетеоретические вопросы социальной психоло­гии отражены в ряде работ, опубликованных за последние 10— 15 лет [3]—[33].

Вместе с тем сохраняется настоятельная необходимость дальнейшего развития социально-психологической мысли. Стремительный поток радикальных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей в последние годы, требует серьез­ного осмысления, а нередко и переосмысления многого из того, что было сказано ранее. Одна из первых попыток постановки и обсуждения этих вопросов была предпринята на Междуна­родной научной конференции " Социально-психологические проблемы человека в изменяющемся мире", которая состоя­лась в 1993 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном универ­ситете профсоюзов [34].

Не менее существенно и то, что при относительной ста­бильности общего понятия о предмете и области социальной психологии представление о круге ее вопросов может и должно уточняться и обогащаться.

В настоящем издании рассматриваются вопросы методо­логии и истории становления мировой и отечественной соци­ально-психологической мысли, а также основные проблемы социально-психологической теории (личности, деятельности, общности, общения и состояния).

Наряду с традиционным освещением предмета и облас­ти, системы и методов и других методологических вопросов, которые связаны с характеристикой социальной психологии как науки, здесь предпринята попытка определения и ее статуса в системе человекознания.

Это касается прежде всего тех границ в предметной обла­сти социальной психологии, которые позволили бы видеть как поле совпадения ее интересов со смежными отраслями научно­го знания, так и сферу присущего ей специфического видения изучаемых явлений.

Существенно при этом учитывать то, как постепенно ме­няется статус этой науки по мере развития ее потенциала: от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисцип­лин до методолого-теоретической основы социально-психоло­гического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности.

По мере накопления новых эмпирических данных, свя­занных с расширением сферы прикладной социальной психо­логии, еще более возрастает значимость их теоретического осмысления.

Применительно к способу построения социально-психо­логической теории необходимо учитывать все большую ак­туальность:

— разделения функций, с одной стороны, общей теории, а с другой — той ее разновидности, которая носит преимуще­ственно прикладной характер;

— проблемного подхода к рассмотрению изучаемых яв­лений в отличие от преимущественно эмпирического, описа­тельного;

— системного видения всего многообразия граней изуча­емых явлений и вытекающего из этого расширения их круга, попадающего в поле зрения данной науки.

С последним связано, в частности, и представленное здесь на рассмотрение авторское видение феномена деятельности и как социально-психологического явления, и как проблемы (пси­хологическая готовность и психологическая включенность в де­ятельность).

Очевидна и в дальнейшем перспектива уточнения и обо­гащения представлений о предмете социальной психологии за счет включения в нее новых явлений и проблем.

Это вытекает из процесса расширения поля взаимных ин­тересов дисциплин, пограничных с социальной психологией. Происходит это как за счет дифференциации и развития прикладной социальной психологии, так и в результате обраще­ния к социально-психологической теории, ее понятийному ап­парату тех исследований, которые осуществляются в пределах смежных с ней дисциплин.

Все это делает весьма прозрачными границы между со­циальной психологией и другими науками о человеке и сопро­вождается взаимными и все более массовыми переходами их демаркационных линий исследователями с обеих сторон (к сча­стью, пока без перерастания этих переходов в сколько-нибудь серьезные " пограничные конфликты").

Примером может служить ситуация, связанная с изучени­ем феноменологии общения.

На старте возрождения отечественной социальной пси­хологии в 1960-е годы феномен общения представлялся объектом исключительно социально-психологических инте­ресов и исследований.

Однако уже к 80 и тем более 90-м годам появилось нема­ло работ, в которых общение исследовалось с позиций и в рам­ках традиций общей психологии. Это привело к необходимости чисто терминологически различать такие понятия, как психо­логия общения и социальная психология общения, при том оче­видном факте, что и просто психология общения не может быть никакой другой, кроме как столь же социальной.

Феномен общения уже сейчас вызывает растущий интерес в других, в прошлом далеких от него, сферах научного исследо­вания. Это отражается в таких понятиях, как " экономическое общение", " научное общение", " политическое общение", " духов­ное общение" и т. д.

И тогда возникает закономерный вопрос: в чем же специ­фика социально-психологического видения и изучения общения в отличие от подходов к нему социологов, экономистов, поли­тологов или философов?

В самом сжатом виде ответ на него будет связан с призна­нием права и притязаний социальной психологии преимуществен­но на развитие общей теории общения в отличие от ее многообразных модификаций, порожденных спецификой всех других областей знания и носящих или прикладной характер, или, если говорить о философии и социологии, имеющих свои грани­цы на пути углубления в этот предмет.

Но это не освобождает от разграничения отношений с об­щей психологией или тем более философией, представители ко­торых в не меньшей степени имеют основание претендовать на развитие достаточно общих представлений о данном явлении.

Ответом на эту задачу может стать поиск не только и даже не столько границ, разделяющих сферы интересов к одно­му и тому же явлению, сколько различий в способе профессио­нального мышления, сложившегося в рамках той или иной научной дисциплины.

Очевидно, например, наличие разницы между характером социологического и философского мышления, а соответствен­но общепсихологического и социально-психологического.

Это делает актуальным постановку проблемы характе­ра, типа, стиля мышления как главного инструмента построе­ния социально-психологической теории.

Из этого же следует целесообразность введения в струк­туру методологии социальной психологии как науки понятия социально-психологического мышления с определением его содержательного наполнения, его смысловой и функциональ­ной нагрузки.

Не менее актуальной методологической проблемой явля­ется и вопрос о природе самого социально-психологического знания. Он до сих пор во многих отношениях остается откры­тым как применительно к характеристике генезиса и процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, так и относительно национальной специфики в ее развитии, ис­торических особенностей становления и судьбы, в частности отечественной социально-психологической мысли.

Более эффективное решение данных вопросов, на наш взгляд, может быть связано с переходом от представлений об одномерности, однозначности и однокачественности к призна­нию многомерности, многозначности и многокачественности изучаемых процессов и явлений.

Именно с этой точки зрения здесь предпринята попытка рассмотрения природы, и мирового процесса становления со­циально-психологического знания, и истории отечественной со­циально-психологической мысли, и особенностей постановки и решения ею или в рамках ее традиций проблем личности и дея­тельности, общности, общения и состояния.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.