Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Введение прикорма (дополнительное к грудному молоку питание) детям первого года жизни






Введение прикорма (дополнительное к грудному молоку питание) детям первого года жизни

(практическое руководство)

 

 

В руководстве дана базисная, необходимая практически применимая в повседневной работе медицинских работников информация на основе данных современной мировой науки о питании. В пособие даются пояснения о необходимости и оптимальных сроках введения прикорма ребенку первого года жизни, практические рекомендации для успешного введения прикорма, выбора пищевых продуктов, технологии их приготовления и правила, предъявляемые к кормлению детей раннего возраста.

Данное пособие предназначено для медицинских работников первичного звена здравоохранения: врачей общей практики, педиатров, фельдшеров, медицинских сестер и для населения.

 

Введение

Грудное молоко – является идеальным питанием для ребенка, которое содержит все необходимые питательные и защитные вещества, обеспечивающие нормальный их рост и развитие, предупреждающие возникновение инфекционных и аллергических заболеваний. До 6 месяцев грудное молоко удовлетворяет полностью физиологические потребности ребенка и попытки вводить дополнительно другие виды пищи и жидкости могут снизить количество грудного молока.

Начиная со второго полугодия, дети первого года жизни нуждаются, наряду с грудным молоком, дополнительной пищи (прикорма). Именно на этот период обычно приходятся регистрируемые максимальные уровни нарушений питания, последствия которых проявляются потом всю жизнь.

Период введения прикорма –это время, когда наряду с грудным молоком ребенку дают другие виды пищи и жидкости. Способность потреблять «твердую» пищу требует созревания нервно-мыщечной координации, функциональной развитости пищеварительной, почечной и защитной систем организма ребенка раннего возраста. Соответственно оптимальным сроком начала введения прикорма считается 6 месяцев, когда грудное молоко не может покрыть все потребности в нутриентах растущего организма ребенка и когда он физиологически подготовлен к приему другой, кроме грудного молока, пищи. Только в редких случаях ребенку могут ввести прикорм с 4 месяцев: когда ребенок плохо прибавляет в весе и показывает интерес к еде после кормления грудью и выглядит голодным), НО НИ КАК НЕ РАНЬШЕ 4 МЕСЯЦЕВ!

Своевременное введение прикорма способствует укреплению здоровья, физического развития и предотвращает задержку роста и развития анемии у детей. Как раннее так и позднее введение прикорма имеет свои опасные недостатки:

слишком раннее начало

· грудное молоко может оказаться вытесненным, что приведет к снижению выработки молока у матери.

· Увеличивается риск диарейных и аллергических заболеваний вследствие незрелости кишечника

· Грудные дети оказываются открытыми воздействию микробных возбудителей, которые могут присутствовать в пище или воде и это увеличивает опасность заболевания.

· Традиционная пища для прикорма часто представляет собой жидкие каши или супы, имеющие более низкую энергетическую и питательную плотность, чем грудное молоко

· У матерей быстрее возвращается фертильность

слишком позднее начало (позже, чем конец 6 месяца)

· Задержка или отсутствие физического развития в результате недостаточного поступления энергии и питательных веществ с грудным молоком

· Возрастание развития диарейных и респираторных заболеваний вследствие нарушения статуса питания из-за недостаточного поступления нутриентов.

· Увеличение микронутриентных дефицитных состояний вследствие неадекватности их поступления потребностям растущего организма.

 

Прикорм не должно вытеснять грудное молоко, которое остается главным и ценным пищевым продуктом для младенца. Сроки и правила введения прикорма у ребенка, находящегося на искусственном вскармливании не отличается от ребенка на грудном вскармливании.

 

Основные правила успешного введения прикорма:

Время для приема прикорма выбирайте наиболее подходящее в течение дня, когда ребенок обычно наиболее расположен или голоден и когда мать можете больше времени уделить своему ребенку. Предпочтительным является первая половина дня.

Любой прикорм должен вводиться медленно с чайной ложечки, постепенно, увеличивая и доводя до полного объема. При этом начинать надо с однородного, умеренной густоты пюреоднокомпонентного блюда из наиболее типичных для данной местности продуктов, например с рисовой каши или картофельного пюре. Для облегчения и быстрого привыкания ребенка к новой пище можно добавлять сцеженное грудное молоко в водимый прикорм. Для предупреждения снижения выработки грудного молока прикорм, во время введения, лучше вводить после прикладывания к груди.

Через 5-6 дней после первого прикорма вводится второй и соответственно еще через 5-6 дней – третий. В течение этого времени необходимо повышать разновидность, используемых в питании вашего ребенка пищевых продуктов, вводя в дневной рацион различные многокомпонентные блюда, состоящие из: мяса\рыбы\печени, бобовых(фасоль, горох, чечевица), яйц, круп, фруктов, овощей.

Таким образом, семимесячный ребенок должен получать, по крайней мере 3, приема пищи в день в дополнение к 6 разовому (не менее) грудному вскармливанию.

Каждый прием прикорма у грудного ребенка должен быть достаточным по своей энергетической и нутриентной ценности. Первый достигается приемом адекватной возрастной потребности объемом и консистенцией пищи (густота), второй – разнообразием используемых пищевых продуктов. Прикорм должен быть достаточно густым, но таким, чтобы ребенок мог принимать с ложки. Обогащать густую кашу нужно растительным или сливочным маслом (увеличивает калорийность); фруктами или овощами (улучшает микронутриентный состав); яйцом, мясом, рыбой, бобовыми, орехами (источники ценного белка). Для доведения приемлемой консистенции можно заменять часть воды грудным молоком. Воду, лучше использовать, в которой варили овощи, фрукты или мясной бульон.

Необходимо помнить, что в 100 килокалориях продукта животного происхождения обычно содержится больше таких питательных веществ как ретинол, витамин D и Е, рибофлавин, витамин В12, кальций и цинк. И, наоборот, содержание тиамина, витамина В6, фолиевой кислоты и аскорбиновой кислоты обычно бывает выше в продуктах растительного происхождения.

Соответственно прикорм должен быть разнообразным по ассортименту продуктового набора.

При выборе круп желательно начинать с глютен не содержащих: рис, гречка, кукуруза. Глютен содержится в пшеничной, в том числе манной, ячменной, перловой, крупе, овсянке.

Мясо являются необходимыми продуктами в питании ребенка первого года жизни, предупреждающие развитие анемии как ценный источник железа. Мясовводят в рацион ребенка с 6 месяцев сначала в виде пюре - дважды прокрученное через мясорубку отварное мясо, затем прокрученное один раз через мясорубку и позднее, начиная с 9 месяцев мелко нарезанное. Рекомендуется для детского питания нежирные сорта: говядины, баранины, конины, мясо птиц (курица, индюк) и кролика.

Цельное не разведенное коровье молоко не рекомендуется применять для питья до 9-месячного возраста и допускается молоко только для приготовления каш в половинном или меньшем разведении. В случае введения в рацион ребенка 6 - 9 месяцев кисломолочных продуктов для питья необходимо разводить их кипяченой водой в соотношении 1: 1. После 9 месяцев рекомендуется применять цельное молоко и молочные продукты - не обезжиренные и не разведенные.

Овощи и фрукты лучше использовать местного производства, соки и фруктово-овощные пюре предпочтительны домашнего приготовления, чем промышленного. Допускается в период отсутствия свежих овощей и фруктов их консервированные, мороженные, сушеные аналоги при соблюдении правил безопасности их приготовления, использования и отсутствия в них больших количеств соли и сахара. Нет необходимости стремиться давать фрукты только в виде соков. Размятые овощи и фрукты обеспечат ребенка не только витаминами и минералами, но и полезными для здоровья компонентами, которые остаются обычно в выжатых отходах (пищевые волокна, фитостероиды, флавоноиды…). Соки оправданы при использовании в качестве жидкости для питья. Избегать нужно некоторые производственные соки, где количество сахара приносит больше вреда, чем польза от небольшого добавления непосредственно самого сока.

Сахар, соль не рекомендуется для использования в питании детей первых трех лет жизни. Следовательно, абсолютно не оправдано давать детям раннего возраста конфеты, шоколад, сладкие печенья, вафли, сладкие напитки и т. д.

Детям до 3 лет не дают чай (черный, зеленый, травяной), как жидкость для питья, так как вещества, содержащиеся в чае (танины), связывают железо из потребляемой пищи.

На потребление детьми пищи для прикорма может влиять целый ряд органолептических факторов, таких как вкус, аромат, внешний вид и консистенция еды. Процесс введения прикорма зависит от того, как грудной ребенок учится наслаждаться новой едой. Новые продукты или блюда нужно предлагать многократно, возвращаясь через определенное время, поскольку первоначально отвергнутая еда впоследствии нередко принимается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.