Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, в средние века мир был уверен в откровенности истин, изложенных в Священном Писании (Библии).






Цель философии – помочь человеку приобщиться к божественным истинам.

Для средневековой философии были характерны:

Теоцентризм (в центре всех рассматриваемых проблем - Бог);

Креационизм (представление о том, что мир сотворен Богом);

Провиденциализм («миром правит божественное провидение»);

Традиционализм, опора на авторитеты.

Задачи философии этого периода:

С помощью разума проникнуть в истины веры;

Придать религиозным истинам систематизированность;

С помощью философских аргументов защитить от критики священные истины христианства (апологетика).

Главные философские вопросы – проблемы соотношения:

Божественных ипостасей (Отца, Сына и Св. Духа);

Веры и разума (может ли разум, наряду с верой, служить источником познания Бога?);

Свободы воли и божественного предопределения (свободен ли человек, или каждый его шаг предопределён Богом);

Духа, души и тела (дух един с Богом, душа – чувства, поле битвы Добра и Зла, тело – источник плотских страстей);

Большое внимание уделялось толкованию текста Св. Писания (экзегетика).

Периодизация Средневековой философии:

Патристика (II-X вв. н.э.);

Схоластика (XI-XIV вв. н.э.):

Ранняя (XI-XII)

Поздняя (XIII-XIV вв. н.э.)

Патристика:

Это совокупность учений «Отцов» христианской церкви;

В этот период происходит оформление и разработка христианской догматики и философии.

Ведущая роль принадлежит развитию философских идей Платона.

Патристика, представители:

На латинском Западе – Августин Аврелий (Блаженный), Боэций и др.;

На Востоке (Греция и Византия) – Ориген, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др.

Борьба между апофатической и катафатической теологией:

Катафатическая («положительная») теология:

Познание Бога, его характеристик возможно (путем аналогии, сопоставления между Богом и его творениями – миром, человеком).

Пример: Бог это Полнота Бытия, средоточие блага, справедливости, всемогущества, всеведения.

Апофатическая («отрицательная») теология:

Дионисий Ареопагит: Бог абсолютно трансцендентен, недоступен человеческому познанию, он превосходит все способности человеческой мысли и слова. Бога нельзя охарактеризовать с помощью утвердительных, «позитивных» высказываний. Можно говорить лишь о том, чем он не является.

«Вершина» патристики – философия Августина Блаженного

Августин Блаженный (Аврелий) (354-430 гг.н.э.)

Августин Блаженный (продолжение):

Философ, проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию.

Главные произведения: «Исповедь» (автобиографическая повесть), «О граде Божием»;

Защищал учение о предопределении всего Богом: человеку Богом заранее предопределено блаженство или проклятие;

Человеческая история есть борьба двух враждебных царств — Царства земного (приверженцев земного), и Царства Божия. История имеет направленность, «вектор» от «земного» града к граду Божиему, от язычества – к царству Христа.

Оригинальная концепция времени у Августина:

Время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее — лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим.

Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание.

Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем о времени только потому, что помним прошлое. И время существует только потому, что о нём помнят.

14. Схоластика: понятие, вопросы. Спор об универсалиях. Философия Фомы Аквинского.

Схоластика:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.