Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ученик Сократа, считается основателем объективного идеализма.






Основал собственную философскую школу – «Академию», просуществовавшую почти 1000 лет.

Произведения Платона:

«Пир», «Тимей», «Государство», диалог «Гиппий Больший», монолог «Апология Сократа» и т.д.

Главные части философии Платона:

Учение о мире идей (онтология Платона);

Учение о душе;

Учение о государстве.

Учение Платона о мире идей

Бытие состоит из двух миров: Мира Идей и мира вещей.

Мир вещей – привычный нам материальный мир. Он временен и изменчив. Однако у любой вещи есть её сущность или прообраз. Он называет это идеей или эйдосом ( формой).

Эти идеи – не мысли! Это идеальные (бестелесные) предметы, модели, суть которых воплощают вещи. Они объективно существуют в особом, вечном мире – Мире (царстве) Идей.

В этом царстве идеи образуют строгую иерархию, в которой частные идеи (идеи вещей) подчинены более общим (например, идея яблони – подчинена идее дерева, растения…). Существуют также идеи свойств, отношений, математических объектов.

Выше всего находятся эталоны этических принципов – например, «прекрасное», «добро», «справедливость» и т.д.. А во главе всего мира идей находится идея Блага.

Мир Идей – вечный, бессмертный, постигаемый только умом (а не органами чувств), противоположен смертному, временному миру вещей. Они соотносятся как истинное и неистинное, первичное и вторичное бытие.

Идея вещи всегда предшествует появлению её в материальном мире, и не страдает при её разрушении.

Таким образом, подлинный, истинно реальный мир – находится в Царстве Идей. Наш мир – лишь тень его великолепия. В мире вещей мы видим лишь бледные копии идеальных образцов.

Для иллюстрации своих идей Платон приводит Миф о пещере

Миф о пещере

Узникам пещеры, сидящим спиной к выходу и никогда не видевшим белый свет, кажется, будто тени на стене – это подлинные вещи, в то время как это лишь отсветы реальных предметов (Идей), которые проносят мимо входа в пещеру.

Учение Платона о душе.

Чтобы познать суть этого мира, суть вещей этого мира – необходимо познать царство идей.

Это возможно путем припоминания того, что душа до рождения видела в мире идей. Мы способны познать лишь то, что там видели.

Миф о колеснице.

Душа человека представляется Платону в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Всадник символизирует разумное начало в человеке, белый конь — волевую часть души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало.

Платон уподобляет разумную часть души пастырю стада, волевую или яростную часть души — собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам.

Когда душа человека пребывает в ином мире, она получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины (как бы «заглянуть» в Мир Идей), и чем лучше она управляет колесницей, тем больше божественных истин она сможет созерцать. И тем больше сможет «вспомнить», когда вернется в наш мир.

Таким образом, Платон выделяет три начала души:

Структура души по Платону:

Разумная часть (её добродетель - мудрость);

Яростная (пылкая), её добродетель – мужество;

Вожделеющая – её добродетель – сдержанность.

Платон утверждал, что существует переселение душ. После смерти душа пребывает на небесах, откуда может лицезреть царство идей, а затем снова появляется на земле в другом теле и месте, в соответствии с теми делами (добрыми или злыми), которые творила.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.