Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арцеулов Олег Константинович






11 ноября 1927 - 8 декабря 2001

Кинооператор, режиссер-документалист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (21.12.1979).

Его отец - Константин Константиновия Арцеулов - был летчиком - испытателем, первым в мире выведшим самолет из штопора.
Правнук И. Айвазовского.
В 1948 году, после демобилизации из Советской Армии, поступил на операторский факультет ВГИК в мастерскую профессора Анатолия Головни. На третьем курсе увлекся документалистикой. И всю оставшуюся жизнь посвятил документальному кино во всех его проявлениях: кинохроника, кинорепортаж, кинопублицистика, кинонаблюдение, киножурналистика. В 1953 году окончил ВГИК.
Был фронтовым оператором в сражающемся Вьетнаме, в партизанских джунглях Лаоса, в Палестине, в Анголе. Япония и Чехословакия, Испания и Полинезия, Финляндия и Новая Зеландия, Куба и Аравийский полуостров далеко не исчерпывают географию путешествий киножурналиста Арцеулова. Член КПСС с 1964 года.
Сын Константин - тоже кинооператор-документалист.

Призы и награды
Лауреат Государственной премии РСФСР.
Дополнительная премия III-го Всесоюзного кинофестиваля за операторскую работу, фильм " Репортаж из Северного Вьетнама" (Ленинград, 1968 год).

Владислав Владиславович Микоша (1909—2004) — кинооператор-документалист, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1990), лауреат Сталинских (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Капитан третьего ранга.

Владислав Микоша родился 25 ноября (8 декабря) 1909 года в Саратове.

Работал киномехаником в кинотеатре «Искра», где увлёкся кино. В 1927 году поехал поступать в мореходное училище в Ленинград. По иронии судьбы, он, закалённый и спортивный, в дождливом Ленинграде простудился и не прошёл медицинскую комиссию. Пришлось вернуться в Саратов, в свой кинотеатр. Окончил ВГИК.

С 1931 (с перерывами) оператор на Центральной студии документальных фильмов. В 1930-е годы Микоша сотрудничал с газетой «Известия», снимая для неё фоторепортажи. В годы войны — спецкор газеты «Правда». Писал много статей и для неё, и для других центральных и фронтовых газет. Награждён медалью «За победу над Японией» за номером: А № 000001. Член Союза кинематографистов СССР.

В. В. Микоша умер 10 декабря 2004 года. Похоронен на Химкинском кладбище.

Жена — кинорежиссёр Д. С. Фирсова.

  • Черноморцы (1942)
  • Польша (1948)
  • Победа китайского народа (1950)
  • По Индонезии (1955, совместно с И. Сокольниковым)
  • У истоков древней реки (1967, режиссёр);
  • Поезд в Революцию (1969, режиссёр, совместно с Джеммой Фирсовой);
  • Трудные дороги мира (1976)
  • Город большой судьбы;
  • Битва за Севастополь

К 100-летию со дня рождения на Нижне-Волжской студии кинохроники снят документальный фильм «Владислав Микоша: Остановивший время».

 

Рома́ н Ла́ заревич Карме́ н (настоящая фамилия — Корнман; 1906 — 1978) — советский кинооператор, кинодокументалист, фронтовой оператор. Народный артист СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1976).

Родился 16 (29 ноября) 1906 года в Одессе в семье известного писателя Л. О. Кармена. После смерти отца мальчик учился, подрабатывал продавцом газет, подручным в гараже. В 1922 году с матерью переехал в Москву. Пытался поступить в МВТУ, работал в ломбарде конторщиком, поступил на рабфак. С детских лет занимался фотографией. Оценив снимки 17-летнего Р. Кармена, М. Е. Кольцов начал печатать их (с сентября 1923 года) в журнале «Огонёк».

В 1932 году Роман Кармен окончил операторский факультет ВГИКа, но его первые киноработы появились ещё в 1929 году — серия сюжетов о коллективизации. В 1930 году вышел (ставший очень популярным в те годы) сюжет «Фабрика-кухня». После окончания обучения Р. Л. Кармен начал работать на Центральной студии документальных фильмов.

Работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».

Кармен много раз снимал документальные фильмы о войне. Известность к нему пришла после того, как он снимал в Испании во время гражданской войны (1936 — 39 годы). Кадры, снятые на испанских фронтах Р. Л. Карменом и Б. К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании».

Могила Кармена на Новодевичьем кладбище Москвы.

Член ВКП(б) с 1939 года.

Р. Кармен снимал на фронтах Великой Отечественной войны во время сражений под Москвой и под Ленинградом. В феврале 1943 года он снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, а 9 мая 1945-го в Берлине — подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В 1950—1970-е годы Кармен снимал во Вьетнаме (он стал первым советским человеком, побывавшим в джунглях Вьетнама и встретившимся там с Хо Ши Мином), Китае, Бирме, Индии, Индонезии. Много снимал в Южной Америке.

Среди известных работ Р. Л. Кармена такие фильмы, как «Испания», (1939); «Разгром немецких войск под Москвой», (1942); «Ленинград в борьбе», (1942); «Берлин», (1945); «Суд народов», (1946, о Нюрнбергском процессе); «Повесть о нефтяниках Каспия», (1953); «Вьетнам», (1955); «Утро Индии», (1956); «Широка страна моя…», (1958 — первый советский панорамный фильм); «Покорители моря», (1959); «Пылающий остров» (1961) год; «Великая отечественная», (1965); «Гренада, Гренада, Гренада моя…», (1968, совместно с Константином Симоновым); «Товарищ Берлин», (1969); «Пылающий континент», (1972).

Роман Кармен имел огромное влияние на документальное кино Советского Союза.

С 1960 года Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа. Профессор (с 1970), автор ряда книг и множества статей для газет и журналов. С 1965 года секретарь правления СК СССР.

Роман Кармен умер 28 апреля 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Роман Кармен показал ужасы фашизма и одновременно силу человека и его величие в борьбе. Его искусство было глубоко гуманно и революционно. Фильмы его были и останутся навсегда немеркнущим символом нашей эпохи.

— Луис Корвалан

 

Именем Романа Кармена названа улица в Одессе. В 2004 году сыновьями и соратниками Романа Кармена была создана некоммерческая организация " Региональный благотворительный общественный Фонд поддержки неигрового кино имени Романа Кармена". Отец — Лазарь Кармен (1876—1920), писатель и журналист. Первая жена — Марианна Ярославская (1915—2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Емельяна Ярославского. Сын — Роман Кармен(1933—2013), режиссёр, оператор. Внук — Максим Кармен, сын Романа Романовича Кармена. Продюсер, кинооператор. Вторая жена — Нина Орлова (более 20 лет в браке с Романом Карменом). Сын — Александр Кармен (1941—2013), латиноамериканист-международник, преподаватель Московского института международных отношений. Третья жена[— Майя Овчинникова (род. 1930), после смерти Романа Кармена вышла замуж за писателя Василия Аксёнова.

  •  1930 — Фабрика кухня
  •  1931 — Далеко в Азии
  •  1932 — Москва (фильм)
  •  1932 — Пуск Косогорской домны (фильм)
  •  1933 — Возвращение челюскинцев
  •  1933 — Москва-Каракумы-Москва
  •  1933 — Парад на Красной площади
  •  1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
  •  1933 — Делегаты I съезда колхозников в гостях у Красной Армии
  •  1934 — Т. Димитров в Москве
  •  1934 — Отчёт Анны Масоновой (фильм)
  •  1934 — Дома (фильм)
  •  1934 — Киров
  •  1935 — Всесоюзный съезд Советов
  •  1935 — Праздник силы и ловкости
  •  1936 — Советской Грузии 15 лет
  •  1936 — Салют пионерам Испании
  •  1936 — Автопробег «Горький-Каракумы-Памир-Москва» (фильм)
  •  1938 — Китай в борьбе
  •  1938 — 1 мая (фильм)

 

Серге́ й Евге́ ньевич Меды́ нский (17 февраля 1922 — 14 августа 2014) — советский кинодокументалист-классик, профессор кафедры операторского мастерства ВГИК. Лауреат Ленинской премии (1960). Член КПСС с 1964 года.

Родился 17 февраля 1922 года в Екатеринбурге. Отец, Евгений Николаевич Медынский, дворянин, профессор Екатеринбургского университета, действительный член Академии педагогических наук России, мать — дочь казачьего офицера Ильи Баранова, сотника войска Сибирского, Евгения Ильинична — домохозяйка.

В 1940 году Медынский поступает в Московский педагогический институт имени Карла Либкнехта на факультет русского языка и литературы. После начала войны вуз эвакуировался, Медынский же остался в Москве. С 1941 по 1943 год работает в газете «Красная звезда» фотолаборантом. Несмотря на «белый билет» уходит добровольцем на фронт в 1943 году, воюет до Победы. Награжден боевыми орденами и медалями. В конце 1945 года поступает во ВГИК.

«— Повезло мне. Демобилизовался, с войны, в ноябре, встретил Федьку Добронравова, будущего оператора-постановщика „Неуловимых“. Он и говорит: -что тут думать, давай к нам во ВГИК.»

В 1950 году, окончив операторский факультет ВГИК, получил предложение от известного оператора-документалиста Р. Л. Кармена стать его ассистентом. Так образовалась знаменитая связка Кармен-Медынский. Именно этому тандему было суждено снять впоследствии фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия», «Покорители моря». С 1970 года — главный оператор ТО «Экран» ЦТ.

С 1973 преподаватель ВГИКа, руководитель творческой мастерской, профессор. В 1996—2002 годы заведующий кафедрой операторского мастерства Института повышения квалификации работников ТВ. Автор ряда статей, книг по теории документального кино. Заслуженный деятель искусств России. С. Е. Медынский — автор ряда книг по операторскому мастерству.

Скончался 14 августа 2014 года в Москве.

  • Ленинская премия (1960) — за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»
  • заслуженный деятель искусств России
  • орден Петра Великого
  • Советская Туркмения (1950)
  • Повесть о нефтяниках Каспия
  • Утро Индии (1957)
  • Широка страна моя (1958) (первый отечественный панорамный кинофильм)
  • Волшебное зеркало (1958)
  • Покорители моря (1959)
  • Советская Якутия (1960)
  • Звезда Заполярья (1985)

Вопрос 2. Основные тенденции развития художественного телевидения в 1950-е –






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.