Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Идеи и фильмы С.М.Эйзенштейна – теория и практика советского






пропагандистского кинематографа (статьи «Неравнодушная природа»,

«Монтаж» фильмы «Октябрь», «Иван Грозный»)

Сергей Михайлович Эйзенштейн –советский реж, сценарист, теоретик кино и педагог. Ученик Всеволода Мейерхольда. В 1923 в журнале Маяковского «ЛЕФ» («Левый фронт») публикует статью-манифест «Монтаж аттракционов», в кот. придумывает особую методику созд. массового зрелища. Эйзенштейн специализировался на теории и идеологии собственных съемок. И это все несмотря на то, что раб. он под жестким присмотром власти. Партийные идеологи поставили перед режиссерами, на кот. возлагались особые надежды, задачу – вести пропаганду советского образа жизни, большевистских концепций по переустройству мира и всячески оправдывать необходимость вооруженного захвата власти. В 1924 году для наблюдения за тем, как решается эта задача, были созданы кинокомиссии. Каждый режиссер действовал на своем «участке». Эйзенштейн снимал фильмы о движении масс, стараясь придать хаотичной толпе некое направление, мотивировать ее движение сначала эмоционально, а потом и идейно.Эйзенштейн был наделен историческим чутьем и изобретательностью, а также отлично представлял себе идеального героя «национальных» фильмов – массу людей (но не всегда народ). Именно толпа стала героем первых трех фильмов Эйзенштейна. Многолюдные картины режиссёра выполняли две важные пропагандистские функции: 1. в них оправдывалась жестокость как свойство человеческой натуры 2. монтажные приемы Эйзенштейна требовались ему для «разогрева» массового зрителя; именно с помощью ритма можно привести толпу в движение; именно ритм воздействует на подсознание людей.Также Эйзенштейн известен своими исследованиями в области монтажа. Он говорил: «Кинематограф – это прежде всего монтаж». Монтаж, по Эйзенштейну, является сильнейшим композиционным средством для воплощения сюжета и творческим процессом созд кинематографического образа. Его известные работы «Монтаж 1938», «Вертикальный монтаж», «О строении вещей» пользуются популярностью и по сей день. На своих занятиях Эйзенштейн раскрывал принципы композиции путем раскадровки и монтажного анализа сложных произведений живописи («Тайная вечеря» да Винчи, «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Не ждали» Репина и т.д.) В анализах Эйзенштейна большое значение приобретает композиция, ракурс, монтажные переходы как средства, могущие расшифровать сущность характера, идейное содержание образа.С 1941 по 1946 год режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки нач. в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Гл.роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За 1ю серию он получил Сталинскую премию, 2я серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены. Фильм посвящен теме укрепления единовластия. Достиж. такой власти путем коварства и жестокости обрекло Ивана на одиночество, сомнения — таков трагический финал борьбы за власть. В основе сюжета второй серии фильма — драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тётка царя Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира. Сюжет, съёмочный процесс, тексты реплик и т. п. подлежали одобрению правительства СССР и лично И. В. Сталина.

«Октябрь» («10 дней, которые потрясли мир»), 1927 год, - завершающая часть киноэпопеи («Стачка», «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь»), немой худ.фильм о соб. Октябрьской революции 1917 года. Фильм отраж. нехронологическую послед. и народные настроения во время подготовки и реализации революции большевиками. Тема фильма обознач. в самом начале – свергается с пьедестала памятник русскому императору. Во главе страны стоит временное правительство, но оно не в сост.сдержать бунтарский настрой граждан. Людям нечего есть. Тем временем, пользуясь слабыми сторонами правительства, Владимир Ульянов, начин. восстание со словами «Нет хлеба! Нет мира! Нет земли!». Но захват власти под угрозой, так как к Петербургу подступают войска генерала Корнилова (белогвардейца, выступавшего против большевиков). Ленина арестовывают, однако он руководит готовящейся операцией из подполья. Троцкий не спешит наступать, ссылаясь необходимость все тщательно подготовить, Ленин же говорит, что времени ждать не остается: либо наступать, либо революция будет раздавлена. В итоге большевики оккупируют Зимний дворец и вытесняют оттуда меньшевиков и эсеров. В конце фильма Ленин с трибуны провозглашает победу революции. Музыкальная драматургия отлично сочетается с драматургией в кадре и заставляет переживать самые разные эмоции. Это присуще всем фильмам Эйзенштейна.

Сергей Михайлович Эйзенштейн –советский реж, сценарист, теоретик кино и педагог. Ученик Всеволода Мейерхольда. В 1923 в журнале Маяковского «ЛЕФ» («Левый фронт») публикует статью-манифест «Монтаж аттракционов», в кот. придумывает особую методику созд. массового зрелища. Эйзенштейн специализировался на теории и идеологии собственных съемок. И это все несмотря на то, что раб. он под жестким присмотром власти. Партийные идеологи поставили перед режиссерами, на кот. возлагались особые надежды, задачу – вести пропаганду советского образа жизни, большевистских концепций по переустройству мира и всячески оправдывать необходимость вооруженного захвата власти. В 1924 году для наблюдения за тем, как решается эта задача, были созданы кинокомиссии. Каждый режиссер действовал на своем «участке». Эйзенштейн снимал фильмы о движении масс, стараясь придать хаотичной толпе некое направление, мотивировать ее движение сначала эмоционально, а потом и идейно.

Эйзенштейн был наделен историческим чутьем и изобретательностью, а также отлично представлял себе идеального героя «национальных» фильмов – массу людей (но не всегда народ). Именно толпа стала героем первых трех фильмов Эйзенштейна. Многолюдные картины режиссёра выполняли две важные пропагандистские функции: 1. в них оправдывалась жестокость как свойство человеческой натуры 2. монтажные приемы Эйзенштейна требовались ему для «разогрева» массового зрителя; именно с помощью ритма можно привести толпу в движение; именно ритм воздействует на подсознание людей.

«Броненосец «Потёмкин», 1925 год, - 2 часть киноэпопеи («Стачка», «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь»), немой худ.фильм, неоднократно признававшийся лучшим фильмов всех времён и народов. Сценарий был основан на реальных событиях 1905 года, когда на броненосце было поднято восстание командой матросов. Фильм был снят на киностудии «Мосфильм» и приурочивался к 20ю 1ой рус. революции. Матросов броненосца «Потёмкин» кормили червивым мясом. «Так дело не пойдёт», - подумали они и взбунтовались. Бунт почти срывается из-за того, что его зачинщиков приговаривают к расстрелу и уже накрывают брезентом, вот-вот готовые начать пальбу. Но матрос Вакулинчук успевает обратиться к матросам, готовым стрелять: «Братья! В кого стреляешь?!». Далее титр «Дрогнули винтовки», и матросы бросаются на выручку остальных. Офицеры отправлены за борт, матрос Вакулинчук гибнет в схватке. Титр «И тот, кто первым поднял клич восстания, первым же пал от руки палача». Население Одессы стекается на похороны матроса и поддерживает команду броненосца. Много собралось народу на знаменитой 192ступенчатой одесской лестнице – и все, кто попался под дуло правительственных войск, был расстрелян.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.