Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика докладов и рефератов. «Фауст» Гете и его влияние на европейскую культуру






«Фауст» Гете и его влияние на европейскую культуру. Английские поэты романтического направления. Концепции культуры Ф. Ницше.

ЛИТЕРАТУРА

Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1992.

Ильина Т. В. История искусств. М., 1993.

Киссель М. А. Гегель и современный мир. Л., 1982.

Ницше Ф. Сумерки кумиров. М., 1989.

Быховский Б. Шопенгауэр. М., 1975.

С конца XVIII— начала XIX века в Англии, Германии и Франции формируется новый культурно-исторический тип— Романтизм. Идеология Просвещения, возлагающая основные надежды на разум в справедливом переустройстве мира, подготовила Великую французскую буржуазную рево­люцию, в результате которой был уничтожен феодально-абсолютистский строй и утверждены капиталистические отношения. Однако, вместо общества, основанного на прин­ципах равенства, свободы и справедливости, во Франции возникла империя, а в европейских политических режимах усилились реакционные тенденции. Наполеоновские войны внесли в западный мир эмоциональные потрясения и не­стабильность, разрушались традиционные устои и ценности. Все это привело к серьезным сомнениям в способности ра­зума преобразовать мир и в возможностях такого преобра­зования вообще.

В этой социокультурной обстановке складывается ми­роощущение и концепция Романтизма, проникнутые глубо­ким пессимизмом. Романтики считали действительность враждебной человеку и (исключали возможность ее измене­ния к лучшему. Они избрали путь духовного бегства от ре­альности в сферу прекрасного утопического идеала, кото­рый создает искусство. С этим связано огромное внимание романтиков к творчеству, и самой личности художника, В произведениях Дж. Г. Байрона, Р. Б. Шелли, Э. Т. А. Гофма­на, П. Мериме и других создается вымышленный мир или идеализируется далекое прошлое — чаще всего средневе­ковая Испания или Восток. Герой в этих произведениях об­речен на трагическое одиночество, и как правило — это ху­дожник.,

В философии романтизма на первый план выдвигается эстетическая проблематика, искусство рассматривается как высшая форма духовной деятельности, отрицается рациона­лизм, а выше интеллекта ставится интуиция, фантазия, вдох­новение. Так, в учении Ф. Шеллинга о природе как «разви­вающемся мировом организме» и «мировой душе» единст­венным способом целостного познания мира объявляется эстетическое созерцание.

Рассматривая историю развития человечества, философы романтической ориентации отрицали эволюционистскую концепцию, согласно которой мировая история движется однонаправленно и прогрессирует. В романтической культурфилософии формируется идея культурного релятивизма, признающая равную ценность культурных эпох. Особое внимание романтики уделяли не общему, а особенному в развитии каждой культуры, стремились выявить национальное своеобра­зие и специфику культурно-исторических типов. Также отли­чает их и отношение к народному искусству, которое в предшествующие эпохи не считалось равным профессио­нальному. Именно романтики впервые подчеркнули куль­турную значимость народного творчества, первыми серьез­но обратились к его собиранию и изучению и использовали элементы фольклора в своих произведениях.

Несмотря на то, что в XIX веке идеология Просвеще­ния отрицалась или значительным образом перерабатыва­лась, просветительская концепция теории общественного прогресса имела своих продолжателей. В философской сис­теме Г. В. Ф. Гегеля мировая история представляет собой историю развития мирового духа, который в своем движе­нии к свободе проходит три стадии, аналогичные трем куль­турно историческим эпохам: восточной, греко-римской и германской. При этом на каждом этапе единой истори­ческой эволюции главенствует одна нация, выражающая дух нового типа культуры. Идею единства мировой истории в ее движении к прогрессу продолжает развивать марксизм. Согласно К. Марксу, каждой из пяти общественно-эконо­мических формаций соответствует свой тип культуры, а ма­териальное и духовное развитие общества, представляющее собой единый процесс, в конечном счете определяет­ся материальным производством.

Среди художественных направлений в западноевропейском искусстве в начале века господствует романтизм, а к середине столетия складывается и утверждается эстетичес­кая система реализма, развивающаяся в трех основных фор­мах: социально-психологической (Г. Мопассан), социально-философской (А. Доде), и героической (Р. Роллан). В творчестве Ш. Бодлера, А. Рембо, М. Ветерлинка, О. Уайльда формируется, символизм, объявляющий действительность символом мира идей, постигнуть который можно интуитив­но. В живописи к 80-м годам возникает искусство импресси­онизма (Э. Мане, К. Писсаро, О. Ренуар), основными тенден­циями которого являются приближение к природе, стремление художественно воспроизвести неповторимость каждо­го момента. К концу XIX века это направление сменяется постимпрессионизмом (А. Тулуз-Лотрек, П. Гоген, П. Сезанн, Ван Гог).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.