Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и рефератов. Завоевательные походы А. Македонского






Завоевательные походы А. Македонского. Проблема смысла жизни в философских учениях элли­низма.

Искусство риторики и великие ораторы античного мира.

Римское право.

ЛИТЕРАТУРА

Словарь античности. М., 1989. История Рима: курс лекций. М., 1986.

К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1985.

Жизнеописания знаменитых греков и римлян. М., 1988.

Период эллинизма в истории античной культуры (338 г. до и. э. — 30 г. до н. э.) ведет свое начало с завоеватель­ных походов царя Македонии Александра Великого. На тер­ритории образованного им огромного государства в Среди­земноморье возник новый тип культуры -- эллинистический, синтезировавший в себе элементы греческой и восточной культур, при определяющем воздействии греческой культур­ной традиции. Повсюду распространялся эллинский образ жизни и духовно-нравственные ценности, эллинская образо­ванность. Если в предыдущий период духовным лидером ан­тичного мира были греческие полисы, то в эпоху эллинизма возникают новые культурные центры — Пергам, Алексан­дрия, Антиохия, с которыми связан расцвет античной науки и медицины. В это время в трудах Архимеда обосновыва­ются законы механики и гидростатики, Эвклид в «Началах» создает логическую систему геометрии, а в «Альмагесте» Птолемея формулируется геоцентрическая система миро­здания. Период эллинизма известен своими выдающимися достижениями в технике: гигантские Фаросский маяк и «Ко­лосс Родосский» считались чудесами света. Не менее зна­мениты Александрийская библиотека и Мусейон как центры наук и просвещения. Успехи эмпирического познания при­вели к окончательному отделению от философии точных и гуманитарных наук: географ Эратосфен первым назвал себя ученым, а не философом. В области медицины было сдела­но также немало выдающихся открытий: была изучена нер­вная система, внутренние органы, описаны строение глаз, печени, проведено сравнение анатомии человека и живот­ного, а врач Герофил анатомически обосновал роль мозга как центра умственных способностей.

Духовную жизнь эллинистического периода определяет идеология космополитизма. Космополит — гражданин Все­ленной, его жизнедеятельность и духовные горизонты уже не ограничены греческим полисом, напротив, он чувствует свою сопричастность всему миру. С другой стороны, раз­рушается традиционная античная система духовно-нравст­венных ценностей, основанная на идеях гражданственности

и патриотизма. Человек уже не ощущает себя необходимой частью общества, его внимание переключается с интересов полисной жизни на себя, свой внутренний мир. Поэтому сре­ди философских наук центральное положение занимает эти­ка. Проблемами смысла жизни, счастья' и способов защиты от страданий занимаются такие направления в этике, как эпикуреизм, стоицизм, химизм. В искусстве и литературе гражданственная тематика и патетический стиль сменяются изображением частной жизни, сельских идиллий, душевных переживаний личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.