Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы и тенденции развития логистики в торговле.






Внедрение логистического метода управления матери­альными потоками сопряжено, как правило, с серьезными проблемами, но, как свидетельствует мировой опыт, впол­не осуществимо.

Логистика — путь интенсивного развития торговли, которым начинают пользоваться, как правило, тогда, когда возможности экстенсивного развития уже исчерпаны. На­пример, во Франции резкий скачок в развитии логистики произошел после принятия правительством мер, ограни­чивающих возможности строительства новых крупных ма­газинов.

Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Например, при проектировании в Ижевске предприятия оптовой тор­говли продовольственными товарами расчеты показали, что 5езубыточность будет достигнута при 12-процентной опто­вой надбавке. Заинтересованность администрации в логистических решениях возникла только после того, как выяс­нилось, что устойчивый объем продаж на местном рынке возможен лишь при надбавке не свыше 10%.

Существенной предпосылкой.применения логистики яв­ляется расширение ассортимента в розничной торговле, превращение его в максимально удобный для покупате­ля. Например, ассортимент торгового дома " Перекресток" (г. Москва) в середине 2000 г. составлял приблизительно 14 тыс. наименований, а гипермаркета " Рамстор" (также г. Москва) — 25—30 тыс. наименований. Эффективно управ­лять таким ассортиментом без современных технологий ра­боты с товарами, грузами и информацией нельзя.

Требует введения систем жесткого сквозного контроля и управления запасами появление на рынке множества ско­ропортящихся продуктов и продуктов, требующих особых условий хранения.

Логистика — это высокоточный механизм, который мо­жет входить в конфликт с плохо организованной челове­ческой личностью. Не случайно значительная часть логис­тов в США это бывшие военные, для которых личная орга­низованность — профессиональное качество. Не случайно наиболее поразительных успехов в сфере логистики доби­ваются японские предприятия, имеющие в массе своей ис­полнительный, добросовестный и дисциплинированный пер­сонал. Логистика много дает системе в целом, но она и ог­раничивает свободу действий отдельного участника. Комп­ромисс в этой сфере еще предстоит научиться находить.

Широкое распространение логистики нельзя объяснить одним лишь ростом потребности в ней. В экономике должны созреть условия, позволяющие удовлетворять эту потреб­ность. Такие условия обеспечиваются современными дости­жениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информаци­онными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям ло­гистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Перечислим проблемы логистического развития тор­говли:

- отсутствие налаженных логистических связей меж­ду участниками товародвижения и, в первую очередь, между предприятиями оптовой и розничной торговли;

- низкий технический уровень предприятий оптовой и розничной торговли, транспорта;

- слабое развитие информационных технологий (от­сутствие информационных систем, обеспечивающих сбор, хранение, обработку в необходимом режиме и обмен ин­формацией между участниками товародвижения);

- слабое развитие логистического посредничества, ши­рокая практика самостоятельного выполнения ряда не свой­ственных для предприятий оптовой и розничной торговли работ (например, транспортировка);

- слабое развитие цивилизованной конкуренции на то­варном рынке Российской Федерации, высокий уровень тор­говых наценок и, как результат, низкая заинтересованность участников товародвижения в применении логистики, обес­печивающей снижение эксплуатационных затрат;

- проблемы с организацией оборота тары;

- отсутствие наработанных методов формирований сквозных материалопроводящих систем в условиях рынка,

- отсутствие опыта оптовой торговли в условиях ло­гистической организации товародвижения, а также недо­статок ясного понимания персоналом предприятий оптовой и розничной торговли содержания и преимуществ логисти­ческого подхода к управлению материальными потоками.

 

Существенным условием возможности логистической организации торговли является научно-технический про­гресс, под которым понимают соответствующее социально-экономическим задачам торговли совершенствование ее материально-технической базы, внедрение и широкое ис­пользование на предприятиях отрасли прогрессивных тех­нологических процессов, а также повышение готовности к этим процессам поступающих на предприятия торговли материальных и информационных потоков.

Основные направления научно-технического прогресса (НТП) в торговле схематически представлены на рис. 2.1

 
 

 


Рис. 2.1. Направления научно-технического развития торговли

 

При работе с материальными потоками необходимо ис­пользовать технически совершенное подъемно-транспорт­ное и технологическое оборудование. Политика техничес­кого развития отрасли должна основываться на разработ­ках системного характера (например, на разработке систе­мы машин для предприятий оптовой и розничной торговли).

Складской фонд оптовой торговли должен пополняться Ширококорпусными одноэтажно-высотными зданиями и со­оружениями, обеспечивающими возможность применения.Высокоэффективных технологий грузопереработки, меха­низации и автоматизации транспортно-технологических про­цессов.

Существенным для логистической организации торгов­ли является совершенствование применяемых средств труда для работы с информационными потоками, в том числе при­менение информационных систем, обеспечивающих сквоз­ной мониторинг материальных потоков.

Обеспеченность предприятий торговли средствами труда (необходимое условие возможности применения логистики) достигается посредством оснащения предприятий торговли необходимым подъемно-транспортным, технологическим и торговым оборудованием, а также максимальным исполь­зованием ресурсов имеющейся техники.

Совершенствование используемых предметов труда включает в себя использование новых видов тары, переход на торговлю в основном фасованными товарами и товарами, несущими на себе штриховой код (в перспективе — пере­ход на работу с грузовыми пакетами, также несущими на себе штриховой код).

Значимым показателем научно-технического развития любой отрасли является применяемая технология. На на'

стоящем этапе степень прогрессивности применяемых тех­нологий на предприятиях торговли определяется возмож­ностью продвижения по товаропроводящим цепям пакети­рованных грузов, возможностью автоматизированной иден­тификации грузовых и товарных единиц, а также возмож­ностью интенсивного информационного обмена участников товародвижения.

С точки зрения логистики, перечисленные направле­ния научно-технического прогресса должны развиваться не изолированно, в опте, а согласованно: на промышленных предприятиях, в опте, на транспорте и в рознице, т. е. у всех участников товарного рынка.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Остановимся на основных слагае­мых эффекта.

1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:

- перераспределения запасов между оптовой и рознич­ной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;

- применения современных технологий контроля состо­яния запасов;

- высокой степени согласованности участников в воп­росах своевременного пополнения запасов.

Сокращаются как текущий, так и страховые запасы. Текущие — за счет поставок точно в срок оптимальных Размеров партий. Страховые — за счет их концентрации в едином распределительном складе. Например, если 100 ма­газинов объединить вокруг одного распределительного склада и сконцентрировать здесь страховые запасы, то по за­кону квадратного корня.общий размер запаса без ущерба для стабильности обслуживания сократится в 10 раз.

2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

- резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;

- перемещения части подготовительных операций, та­ких, как фасовка, маркировка, проставление цены и др., на более ранние стадии товародвижения.

3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

4. Сокращение транспортных расходов, которое уда­ется достичь за счет высокой согласованности участников в вопросах использования транспорта.

5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения пере­численных показателей. Это объясняется возникновением У логистически организованных систем ценной для рынка спо­собности обеспечивать поставку нужного груза, необходи­мого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

В заключение отметим, что логистическая оптимиза­ция торговли — естественный, неизбежный путь развития отрасли. Применение логистики — уже сегодня залог конкурентоспособности предприятия торговли. Завтра это, воз­можно, — его главный ресурс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.