Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об авторе. Монахиня Евфимия (Елена Владимировна Пащенко) родилась в 1964 г






 

Монахиня Евфимия (Елена Владимировна Пащенко) родилась в 1964 г. в Архангельске в семье врачей. В 1987 г. окончила Архангельский медицинский институт, в 2005 г. заочно — Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. В 1993 г. пострижена в рясофор, в 1996 г. — в мантию. С 1986 по 2012 гг. несла послушание чтеца-певчей в храме Святителя Мартина Исповедника (Архангельск). В настоящее время живёт в г. Домодедово и работает врачом-неврологом в одной из поликлиник Москвы.

 

Монахиня Евфимия

 


[1] Таковы монашеские имена родителей преподобного Сергия Радонежского.

 

[2] Кадемист — искаженное от «академист» — то есть, студент Духовной Академии.

 

[3] Фамилия Лешуков распространена на Севере Архангельской области, в Лешуконском районе.

 

[4] Жизнь хороша. — англ.

 

[5] Зальце — в северном доме нечто вроде гостиной. Упоминаемая далее поветь — хозяйственное помещение в задней части дома.

 

[6] Цитата из «Слова о полку Игореве» в переводе Аполлона Майкова.

 

[7] Церковнославянизм, заимствованный из Мф. 6, 28, в русском переводе означающий: «посмотреть на полевые лилии».

 

[8] Архимандрит (впоследствии епископ Псковский) Гедеон (Криновский) — знаменитый придворный проповедник императрицы Елизаветы Петровны. По свидетельству его современника, митрополита Платона (Левшина), «он столь приятно и сладостно произносил слова свои, что слушатели бывали как бы вне себя и боялись, чтоб он не перестал говорить» (Е. Поселянин. «Русская Церковь и русские подвижники 18 века»).

 

[9] Речь идет о дешевых иконах, на которых тщательно выписывались лишь те детали, что были видны из-под оклада (например, лики, руки), а все остальные рисовались схематично.

 

[10] Кровоизлияние в мозг.

 

[11] Отец Гермоген цитирует высказывание преподобного Феодора Студита о некоем монахе Аввакуме, покинувшем обитель: «где он теперь блуждает, как овца зверохищная, без руководства и пасения»?

 

[12] Перифраз слов Святого Апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам: «разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1 Кор. 9, 13).

 

[13] Намек на Иуду Искариота, который «…был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12, 6).

 

[14] Мурман — северное побережье Кольского полуострова, куда отправлялись на рыбный промысел северяне-поморы. На Мурмане часто вспыхивали эпидемии опасных заболеваний (оспы, скарлатины, сыпного тифа), уносивших жизни промышленников.

 

[15] Цитата из Евангелия от Луки. Здесь она приводится по-церковнославянски. В русском переводе этот текст звучит так: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…» (Лк, 10, 41—42).

 

[16] «Красные дьяволята» — немой фильм по одноименной приключенческой повести П. Бляхина, снятый в 1923 г. Впоследствии по мотивам этой книги был создан известный фильм «Неуловимые мстители».

 

[17] Моленна (правильнее — моленная) — помещение в доме, предназначенное для молитвы, нечто вроде домовой часовни. Моленные часто устраивали в себя в домах богатые старообрядцы (Марфа называет их понародному: староверами).

 

[18] Домовище — гроб.

 

[19] Поветь — в северном доме хозяйственное помещение, служившее кладовой и сеновалом.

 

[20] Местом на Севере называли постель. Подстилка — здесь — ткань домашнего производства, изготовленная из шерсти или полосок старой одежды.

 

[21] Почелок — праздничный девичий головной убор на Севере, спереди украшавшийся жемчужными подвесками (гирьки — здесь — жемчужины грушевидной формы), а сзади лентами. Упоминаемый ниже

 

[22] Устаревшее название льняной ткани.

 

[23] То есть женщин, переносящих сплетни. Выражение это встречается в произведениях русского писателя Н. С. Лескова.

 

[24] Имеется в виду чудесное исцеление Святителем Алексием Московским жены монгольского хана Джанибека Тайдулы. Вызывая Святителя в Орду, хан писал: «мы слышали, что небо ни в чем не отказывает молитве главного попа вашего: да испросит же он здравие моей супруге!»

 

[25] Выражение из «Повести временных лет» Преподобного Нестора Летописца.

 

[26] Разумеется, Костя нашел за иконой бабушкин помянник, в котором имена умерших людей вычеркнуты из списка поминаемых «о здравии».

 

[27] Интернатура — годичная стажировка, которую проходит выпускник медицинского института.

 

[28] Агнец — большая просфора.

 

[29] Целибат — безбрачие без принятия монашеского пострига. Высказывание о. Максима принадлежит одному покойному северному архиерею.

 

[30] Такими словами средневековый поэт Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» описывает «лютый и задичалый» лес, в котором он оказался «на полдороге нашей жизни трудной». Цитата дана в дореволюционном переводе, сделанном врачом Дмитрием Мином.

 

[31] То есть поменял свои убеждения с точностью до наоборот, как в свое время сделал Святой Апостол Павел, до своего чудесного обращения в христианство носивший имя Савл (Саул) и преследовавший тех, кто веровал во Христа.

 

[32] То есть тридцать три Никольских храма. Святитель Николай Мирликийский, покровитель мореходов, был одним из наиболее почитаемых северных святых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.