Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и основы применения игровых технологий в процессе обучения






Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В процессе игровой деятельности складывается и совершенствуется управление поведением человека (Д. Б. Эльконин).

Игра педагогическая — деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми предметами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая деятельность призвана выполнять следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, терапевтическую (связана с преодолением трудностей), диагностическую, коррекционную, социализации.

Существуют различные классификации педагогических игр.

Во-первых, по виду деятельности игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Во-вторых, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

В-третьих, на основе игровой среды различаются следующие игры: игры с предметами, настольные, комнатные, игры на местности, компьютерные, игры с ТСО и др.

В-четвертых, по характеру игровой методики выделяются операционные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные игры и игры-драматизации. Рассмотрим более детально данную классификацию как представляющую особый интерес и значимость с методической точки зрения.

Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: методики написания сочинения (игра «Журналист»), решения задач (игра «Инженер-конструктор»), ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.

Имитационные игры. На занятиях в процессе игры имитируются 1) деятельность какой-либо организации или предприятия; 2) события или конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет, улица, жилое помещение и т.д.). Сценарий имитационной игры включает содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Сюжетно-ролевые игры. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения подобных игр с использованием ролей разрабатывается модель ситуации (сюжет), между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Игра-драматизация. Представляет собой социально-психологический «театр». Предполагает обыгрывание поведения человека в определенной социальной ситуации. Направлена на формирование у учащихся умений чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать обстановку и ориентироваться в различных жизненных ситуациях, влиять на потребности, интересы и деятельность людей.

Деловая игра. Технология включает следующие этапы. Этап подготовки (разработка сценария, ввод в игру – постановка проблемы и выбор ситуации); этап проведения (процесс игры); этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, а также реальных затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе учения наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Технология организации и проведения дидактической игры проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребности в самореализации, следования установленным правилам.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.