Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. 180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание В






180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание
В. А. Болина и Ф. Иодля) и Гегеля (первое немецкое изда-
ние) сделана В. И. Лениным на немецком языке на отдельном
листке бумаги того же качества и формата, что и те, на кото-
рых написано начало Конспекта «Науки логики» Гегеля и
которые были вклеены в тетрадь «Hegel. Логика I» позднее.
Это дает основание предполагать, что запись о содержании
томов Сочинений Фейербаха и Гегеля была сделана до того,
как В. И. Ленин приступил к конспектированию «Науки
логики», т. е. в сентябре 1914 года. — 346.

181 Заметки «К новейшей литературе о Гегеле) написаны в
конце тетради «Hegel. Логика III». Запись начинается на
последней странице тетради и продолжается на предпослед-
ней, между концом Конспекта «Науки логики» и началом за-
меток в тетради имеются чистые страницы. Характер записи
позволяет предположить, что В. И. Ленин начал писать
настоящие заметки до окончания Конспекта «Науки ло-
гики». — 347.

182 В. И. Ленин называет представителей английского неоге-
гельянства
(или «англо-гегельянства») Ф. Бредли и, оче-
видно, Эдуарда Кэрда, которые вместе с Т. Грином, Джо-
ном Кэрдом и другими использовали абсолютный идеализм
Гегеля для теоретического обоснования религии, для борьбы
против материализма и естествознания, особенно — дарви-
низма. Во второй половине XIX века в развитии философии
ряда европейских стран и США наметился известный
«поворот к Гегелю» (Ленин). В Англии он начался с выходом
в свет в 1865 году книги Д. Г. Стирлинга «The Secret of Hegel»
(«Секрет Гегеля»). В период перерастания домонополисти-
ческого капитализма в империализм эмпирическая филосо-
фия (И. Бентам, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер) с ее принципом
этического индивидуализма уже не удовлетворяла интересы
консервативных кругов английской буржуазии; внимание
ее идеологов привлек абсолютный идеализм Гегеля.

«Англо-гегельянцы» использовали реакционные стороны
учения Гегеля, в частности — понятие абсолютного духа,
абсолюта. Под влиянием субъективно-идеалистической тра-
диции Беркли и Юма они отказались от гегелевского рацио-
нализма, от его идеи развития; элементы гегелевской диалек-
тики использовались только для софистического оправдания
агностицизма. В области социологии неогегельянцы доказы-
вали необходимость создания могущественного централизо-
ванного государства, которому были бы всецело подчинены
интересы отдельных граждан.

Дальнейшее развитие неогегельянства как одного из
направлений реакционной буржуазной философии эпохи
империализма связано с Германией (Г. Лассон, Р. Кронер •
и др.) и Италией (Б, Кроче, Дж. Джентиле и др.), где







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.