Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 655






позднее древнеримский философ Агриппа (I—II вв. н. э.)
добавил к ним пять новых тропов. О скептицизме см. также
примечание 20. — 273.

143 Новоплатоники (неоплатоники) — последователи мистиче-
ского философского учения, в основе которого лежал идеа-
лизм Платона. Развивавшийся на протяжении III—V вв.
н. э. неоплатонизм (глава школы Плотин) представлял
собой сочетание стоического, эпикурейского и скептиче-
ского учений с философией Платона и Аристотеля (см,
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3,
стр. 129). Влияние неоплатонизма было сильно в средние
века, оно отразилось в учениях крупнейших средневековых
богословов, а также в некоторых течениях современной
буржуазной философии. — 277.

144 Каббала — средневековое религиозно-мистическое учение,
представляющее собой смесь идей гностицизма, пифаго-
реизма и неоплатонизма; возникло во II в. в среде наиболее
фанатичных представителей иудаизма, в средние века по-
лучило распространение и среди сторонников христианства
и ислама. Основная мысль этого учения — символическое
толкование «священного писания», каждому слову и числу
которого каббалисты придавали особое мистическое значе-
ние. - 277.

145 Гностики — представители эклектического религиозно-фи-
лософского течения I—II вв. н. э., в основе которого лежало
мистическое учение о достигаемом путем откровения знании,
которое — наряду с аскетическим образом жизни — ведет к
спасению человека из «греховного» материального мира. Уче-
ние гностиков противоречило догматам христианской церкви,
которая выступила против него, в результате чего гности-
цизм утратил свое значение. — 277.

146 Эта запись сделана В. И. Лениным на немецком языке на
второй странице обложки тетради с Конспектом книги
Гегеля «Лекции по философии истории».

«Филеб» — один из поздних диалогов Платона, посвящен
рассмотрению идеи блага (русский перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 105—
185). В «Тимее» Платон развивает, главным образом, свое
мистическое учение о природе (русский перевод см. в книге:
Платон. Сочинения, ч. VI, М., 1879, стр. 371—488). О диало-
гах «Софист» и «Парменид» см. примечания 135 и 68. — 278.

147 Конспект книги Гегеля «Лекции по философии истории»
составлен, по-видимому, после окончания Конспекта «Лек-
ций по истории философии» в первой половине 1915 года;
написан в отдельной тетради, озаглавленной «Hegel». На
второй странице обложки карандашом записан перечень


656 примечания

диалогов Платона, с ссылками на страницы XIV тома
первого издания Сочинений Гегеля, содержащего вторую
книгу «Лекций по истории философии».

Конспект «Лекций по философии истории» значительно
короче двух предыдущих; подробнее всего законспектиро-
вано «Введение», где, по словам Ленина, «много прекрасного
в постановке вопроса» (настоящий том, стр. 289). Не рас-
сматривая подробно гегелевскую идеалистическую концеп-
цию исторического развития, поскольку «здесь Гегель наибо-
лее устарел и антиквирован» (там же), Ленин главным обра-
зом отмечает «зачатки исторического материализма» у Гегеля,
а также его оценки ряда исторических событий (реформации
в Германии, французской революции и других). — 279.

148 «Лекции по философии истории» Гегеля впервые были изданы
после его смерти в 1837 году; источниками послужили как
записи самого Гегеля (в частности, написанная им
в 1830 году большая часть введения), так и его слушателей,
обработанные Э. Гансом. В 1840 году сын философа Карл
Гегель издал второе расширенное издание «Лекций».

В «Философии истории» Гегель указал на необходимость
выявить закономерность исторического процесса, сущность
которого сам он понимал идеалистически как прогресс
в сознании свободы. Общую оценку «Философии истории»
В. И. Ленин дает в своем Конспекте (см. настоящий том,
стр. 289).

На русском языке «Лекции по философии истории» впер-
вые были изданы в 1935 году в VIII томе Сочинений Гегеля;
перевод был сделан со второго немецкого издания, отли-
чающегося от первого издания, которым пользовался
В. И. Ленин, как расположением материала, так и тек-
стуально. — 281.

149 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду произведение
Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 21, стр. 305—308). — 283.

150 В. И. Ленин имеет в виду высказывания Г. В. Плеханова
о влиянии географической среды на развитие производи-
тельных сил, которые встречаются в ряде его произведений;
соответствующие места Ленин отметил, например, в работе
Плеханова «Основные вопросы марксизма» (см. настоящий
том, стр. 456—457). — 284.

151 В. И. Ленин, по-видимому, имеет в виду известное совпа-
дение Положений Гегеля и Фейербаха, которые с противо-
положных позиций подходят к вопросу о происхождении
религии. См., например, настоящий том, стр. 56. Ор.
также тезис Фейербаха: «в божественном существе опред-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.