Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 651






120 См. Предисловие ко второму изданию «Анти-Дюринга»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). —
236.

121 Имеется в виду сочинение Секста Эмпирика «Против мате-
матиков», состоящее из 11 книг, из которых шесть посвя-
щены критике грамматики, риторики, геометрии, арифме-
тики, астрономии и музыки, а пять («Против догматиков») —
критике логики, физики и этики. — 239.

122 Критика субъективно-идеалистического учения Маха об
ощущениях дана В. И. Лениным в книге «Материализм и
эмпириокритицизм», глава I, §§ 1 и 2 (см. Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 33-63). —240.

123 Гомеомерии — термин, которым, по свидетельству Аристо-
теля, Анаксагор обозначал мельчайшие материальные эле-
менты, состоящие в свою очередь из бесчисленного множества
более мелких частиц и содержащие в себе бесконечность
всех существующих качеств («все во всем»). Сами по себе
элементы инертны, в движение их приводит (ум, разум),
который Анаксагор представлял в виде некой тонкой и
легкой материи. Соединением и разъединением элементов он
объяснял всякое возникновение и разрушение. В сохранив-
шихся фрагментах сочинений Анаксагора эти элементы
называются «семенами» или «вещами», термин «гомеомерии»
для их обозначения впервые применил Аристотель. — 240.

124 Софисты (от греч. софист — мудрец) — название (со второй
половины V века до н. э.) философов-профессионалов, учи-
телей философии и красноречия. Софисты не составляли
единой школы; наиболее характерной чертой, общей софи-
стам, было их убеждение в относительности всех человече-
ских представлений, этических норм и оценок, выраженное
Протагором в знаменитом положении: «Человек есть мера
всех вещей, существующих, что они существуют, и не су-
ществующих, что они не существуют». В первой половине
IV века до н. э. произошло разложение и вырождение со-
фистики в бесплодную игру логическими понятиями. — 243.

125 Феноменологизм (феноменализм) — разновидность субъек-
тивного идеализма, которая отрывает явление от сущно-
сти и рассматривает его лишь как совокупность ощуще-
ний человека. Феноменалистами были, например, махи-
сты. В марксистской критике феноменализма важную роль
сыграла книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокри-
тицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 244.

126 См. Л. Фейербах. «Основные положения философии буду-
щего». Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 173—174. — 246.


652 примечания

127 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение Фейербаха:
«В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на про-
тиворечие между словом, представляющим нечто общее,
и вещью, которая всегда единична» («Основные положения
философии будущего». Избранные философские произведе-
ния, т. I, 1955, стр. 174). — 246.

128 «Менон» — диалог Платона, направленный против софистов.
Считается одним из ранних сочинений философа, в нем
рассматривается понятие добродетели и только намечается
мистическая «теория воспоминаний». Русский перевод диа-
лога см. в книге: Платон. Сочинения, ч. II, Спб., 1863,
стр. 156—208. — 248.

129 В. И. Ленин упоминает здесь следующие философские про-
изведения Г. В. Плеханова: «К вопросу о развитии монисти-
ческого взгляда на историю» (1895); «Materialismus mili-
tans. Ответ г. Богданову» (1908—1910); статьи против кан-
тианцев: «Бернштейн и материализм» (1898), «Конрад
Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (1898),
«Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна»
(1901) и другие, вошедшие позднее в сборник «Критика
наших критиков», Спб., 1906; «Основные вопросы мар-
ксизма» (1908) (см. Г. В. Плеханов. Избранные философ-
ские произведения, т. I, 1956, стр. 507—730; т. III, 1957,
стр. 202-301; т. II, 1956, стр. 346-361, 403—422, 374-402;
т. III, стр. 124—196). — 248.

130 Имеется в виду сочинение Ксенофонта «Апология Сократа»,
написанное в виде воспоминаний о поведении Сократа перед,
во время и после судебного процесса, на котором он был
обвинен в том, что «не признает тех богов, которых признает
государство, а вводит новые божества и развращает моло-
дежь». Сочинение Ксенофонта имело целью оправдать
Сократа, его русский перевод см. в книге: Платон. Творения,
т. 2, М., 1903, стр. 367—373. Речь Сократа на суде описана
также в сочинении Платона «Апология Сократа» (там же,
стр. 291—323, позднейший перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 51 —
82). — 249.

131 Киренаики — древнегреческая философская школа, основан-
ная в V в. до н. э. в Кирене (Северная Африка) Аристиппом.
Признавая объективное существование вещей, киренаики
считали их непознаваемыми, утверждали, что с достовер-
ностью можно говорить только о субъективных ощущениях.
Сенсуалистическая теория познания дополнялась у кире-
наиков сенсуалистической этикой — учением о чувственном
удовольствии как основе поведения людей. Киренсйая
школа дала ряд представителей античного атеизма. — 250.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.