Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Охрана и защита прав, гарантии деятельности и ответственность профсоюзов.






Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления строятся на основе принципов:

1) социального партнерства;

2) взаимодействия сторон;

3) системы коллективных договоров, соглашений (ст. 16 Закона).

Работодатель обязан всемерно содействовать профсоюзам в ихдеятельности.

Работодатель обязан создавать для этого соответствующие условия. Создание таких условий выражается в:

1) отчислениях, предусмотренных коллективным договором, профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу;

2) безвозмездном предоставлении необходимых помещений со всем оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого профсоюзного органа и для проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи, помещения для хранения документации, создании условий для размещения информации в доступном для работников месте;

3) предоставлении зданий, помещений, сооружений, предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников и членов их семей;

4) перечислении членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявлений на счет профсоюзной организации.

Охрана прав профсоюзов – это предупреждение их нарушения при исполнении профсоюзных обязанностей путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации профсоюзных прав.

Защита прав профсоюзов состоит в применении принудительных мер в целях реализации и восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей.

Защита прав профсоюзов осуществляется судом по жалобе соответствующего профсоюза, первичной профсоюзной организации или по заявлению прокурора (ст. 29 Закона).

Законодательством предусмотрены специальные юридические средства, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

Гарантии прав профессиональных союзов – это предусмотренные законодательством средства обеспечения прав профессиональных союзов.

Среди этих гарантий особое место занимают юридические гарантии.

Юридические гарантии – это государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечивают профсоюзам возможность осуществлять свои правомочия.

За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средства воздействия на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими норм трудового права.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

1) имущественные,

2) личные.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов включают в себя право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение; право юридического лица, другие имущественные права.

Личные гарантии – это специальные трудовые права лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, непосредственно контактирующим с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно Конвенции МОТ № 135 профсоюзные активисты имеют право на дополнительную защиту при осуществлении общественной деятельности. Такая обеспечивается путём предоставления профсоюзным активистам определённых гарантий.

Эти гарантии предоставляются работникам, входящим в состав профсоюзных органов (ст.ст. 374-376 ТК РФ, ст. ст. 25-26 Закона).

К таким работникам относятся:

1) освобожденные профсоюзные работники, избранные в профсоюзные органы;

2) входящие в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденные от основной работы.

Членам коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, может предоставляться на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в качестве делегатов в различных мероприятиях (съезды, конференции, работа выборных органов и т.п.), для краткосрочной профсоюзной учёбы (ст. 374 ТК РФ).

После окончания выборных полномочий работникам, освобожденным от основной работы в выборных органах первичной профсоюзной организации, предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя или, с согласия работника, в другой организации.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за таким работником средний заработок за период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае получения образования на срок до I года.

Время работы освобождённого профсоюзного работника включается в общий и специальный стаж (ст. 375 ТК РФ).

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями не допускается в течение 2-х лет после окончания их выборных полномочий.

Такое увольнение производится только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, кроме случаев полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения (ст. 376 ТК РФ, ст. 27 Закона)[1].

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы, их органы и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав установлена ст. 378 ТК РФ и ФЗ от 19 мая 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30 Закона).

Действующее российское законодательство не только устанавливает права профсоюзов, но и предусматривает правовые средства их защиты.

К числу названных средств относится гарантированная законом судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях этих прав рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации (ст. 29 Закона).

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 378 ТК РФ).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц нанесли вред репутации, авторитету профсоюза (по нормам гражданского законодательства).

Представительные органы работников, включая профсоюзы, вправе требовать от работодателя привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения руководителя организации и его заместителей, нарушающих законодательство о труде, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 195 ТК РФ). Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения ими законодательства РФ несут юридическую ответственность (ст. 41 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Профсоюзы и лица, входящие в профсоюзные органы, могут нести ответственность (ст. 31 Закона) за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, если такая ответственность предусмотрена федеральными законами.

Профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определённом судом.

Работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств.

В случае, когда деятельность профсоюзов вступает в противоречие с законодательством, она может быть приостановлена (на срок до 6 месяцев) или запрещена соответствующим судом (ст. 10 Закона).

Государственные органы, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности (ст. 15 Закона).

Современное российское общество рассматривает профсоюзы как самое мощное по количеству членов объединение граждан, как эффективный инструмент демократического развития и гражданского общества.

 

Выводы:

1) профессиональные союзы защищают трудовые права и законные интересы работников;

2) профессиональные союзы играют активную роль в вопросах социального партнерства, в котором они представляют работников;

3) мнение профсоюзов по некоторым установленным в законе вопросам должно учитываться работодателями при принятии решений и проведении мероприятий в сфере социально-трудовых отношений;

4) деятельность профсоюзов, связанная с защитой законных прав и интересов работников, обеспечивается системой юридических, социально-экономических и иных гарантий, предусмотренных законодательством, особыми средствами охраны и защиты прав профсоюзов;

5) профсоюзы, как и все общественные объединения, несут ответственность за допущенные ими нарушения действующего законодательства;

6) работодатели также несут юридическую ответственность за действия, препятствующие деятельности профсоюзов;

7) право создавать свои профсоюзы имеют и гражданские и муниципальные служащие, сотрудники правоохранительных органов.

 

Вопросы для самоконтроля (доклады СРС):

1) Для чего и кому нужны профессиональные союзы?

2) Кто и в каком порядке может создать профсоюз?

3) Кого и в каких сферах труда и его охраны представляют профсоюзы?

4) Чьи права и законные интересы защищают профсоюзы?

5) Какими нормами регламентируется внутренняя и внешняя деятельность профессиональных союзов?

6) Кто и как осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства?

7) Как соотносятся между собой профсоюзный контроль и государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства?

8) Какими правами воздействия на работодателя обладают профсоюзы?


[1] Необходимо отметить, что Конституционный суд РФ определением от 3 ноября 2009 года отметил, что предусмотренное ст. 374 ТК положение, согласно которому увольнение не освобождённого от основной работы профсоюзного руководителя в организации допускается только с согласия вышестоящего профсоюзного органа, противоречащим ст. 19 Конституции РФ, которая провозглашает равенство всех перед законом и судом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.