Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительный






На этой стадии уясняются и формулируются задачи процессуального действия, решаются вопросы, связанные с моментом его проведения и кругом участников, использованием технико-криминалистических приемов и средств, определением формы и пределов использования оперативных воз­можностей, помощью общественности и специалистов.

Одно из непременных условий этой стадии - построение мысленной динамической модели всего хода предстоящего действия. Эта обращенная в будущее мысленная модель должна помочь представить его обстановку, по­ведение его участников. Модель позволяет заранее предусмотреть различные ситуации и своевременно продумать варианты развития процессуального действия и возможное влияние заранее учитываемых факторов. Полнота та­кой модели и количество ее вариантов находятся в прямой зависимости от объема информации о преступном событии, о личности участников пред­стоящего действия. Чем большим является объем информации, тем меньше вариантов мысленных моделей хода процессуального действия необходимо строить в процессе его подготовки (и наоборот).

Объем исходной информации, помимо прочего, зависит от места про­цессуального действия в системе всех действий по делу. Если процессуаль­ное (в данном случае следственное) действие относится к числу первона­чальных, то, как правило, такая информация будет невелика и может сво­диться иногда только к сообщению о происшествии. Это особенно характер­но для подготовки к осмотру места происшествия, когда он проводится до возбуждения уголовного дела. В этом случае базой для построения мыслен­ной модели служат типичные версии, т.е. такие, которые в самой общей форме позволяют судить о характере происшествия. Естественно, они носят приблизительный характер и должны конкретизироваться в ходе следствен­ного действия по мере получения дополнительной информации.

Сформулированные задачи процессуального действия отражаются в плане его проведения. План проведения процессуального действия, помимо указания его задач, места и времени проведения, содержит:

1) Информацию о лицах, в отношении которых проводится процессу­альное действие, а также об объектах, по поводу которых или на которых оно проводится;

2) Указание на имеющиеся доказательства, потребность в использова­нии которых может возникнуть при проведении процессуального действия или которые относятся к обстоятельствам, по поводу которых оно проводит­ся;

3) Указание на приемы использования этих доказательств, а также опе­ративной информации, если она имеется в распоряжении лица, проводящего процессуальное действие;

4) Указание на тактические приемы проведения процессуального дейст­вия, последовательность их применения с учетом возможного развития си­туации, т.е. с прогнозированием поведения его участников, а также указание на необходимые технические средства.

Существенный элемент подготовки к проведению процессуального действия - определение круга его участников.

С позиций закона различают обязательных и необязательных (факуль­тативных) участников следственных действий. Помимо следователя, к числу обязательных участников закон в соответствующих случаях относит поня­тых, специалиста, педагога или родственников несовершеннолетнего допра­шиваемого. Однако, с точки зрения практики, круг таких участников может быть шире - за счет включения в их число свидетелей, потерпевших, подоз­реваемых, обвиняемых, представителей администрации и т.п. Поэтому, оп­ределяя будущих участников, следователь (в отличие от суда) должен руко­водствоваться не только требованиями закона, но и теми правилами, которые выработала практика проведения данного действия по конкретной категории уголовных дел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.