Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество и мировоззрение Джона Голсуорси






В течение тридцати пяти лет своего творческого пути Джон Голсуорси пробовал себя в разных жанрах: писал стихи, статьи, эссе, очерки, рассказы, повести, пьесы, романы. Первыми были сборник рассказов «Под четырьмя ветрами» (1897), романы «Джослин» (1898) и «Вилла Рубейн» (1900). Последний был написан под явным влиянием Тургенева, которым Голсуорси неизменно восхищался, называя его своим учителем, наряду с Чеховым, Толстым, Флобером и Мопассаном.[1] «Я, во всяком случае, в большом долгу перед Тургеневым. У него и у Мопассана я проходил духовное и техническое ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного старого мастера».[2] Интересно, что писатель отдавал должную дань уважения русской литературе. В статье «Русский и англичанин» он поражался необычайной искренности и правдивости русских писателей, их способности передавать жизнь через собственные переживания и самоанализ.

Сразу после «Виллы Рубейн» Голсуорси приступает к разработке темы собственничества и Форсайтизма. Перед «Сагой» выходят такие пробные варианты, как иронический рассказ «Спасение Форсайта» (1901), пьеса «Цивилизованные», которая так и не была закончена, и «Остров фарисеев» (1904). Наконец, в 1906 году выходит роман «Собственник», который делает Голсуорси знаменитым. Над романом он работал с 1902 года, делясь размышлениями с женой и друзьями. Успех «Собственника» был связан как с творческим дарованием писателя, способного достичь глубочайшего психологизма в анализе персонажей, так и с тем, что трагедия, описанная в книге, была близка ему. Он сам пережил нечто подобное, и стремился высказать свои мысли на этот счет. Многие литературоведы отмечают, что благодаря несобственно-прямой речи Голсуорси удалось добиться объективного повествования, предоставить читателю делать выводы самостоятельно. Но в то же время он использовал тонкую иронию, что дало возможность читателю понять точку зрения автора.[3] Подобный способ написания связан с взглядом Голсуорси на искусство. Он считал, что искусство не должно создавать догмы и навязывать свое мнение. Он лишь творит, а судить пусть будет читатель.

Пожалуй, самым большим достижением романа можно считать то, что любовь Ирэн и Босини не показана напрямую. Их чувства целиком передаются через восприятие других персонажей: Сомса, который замечает, что жена как-то странно смотрит на архитектора, Юфимию, которая оказывается случайной свидетельницей встречи Ирэн и Филипа в магазине, молодого Джолиона, наблюдающего их свидание в саду и многих других.

«Собственник» привлек к себе всеобщее внимание. Виднейшие литераторы писали Джону Голсуорси восторженные письма, критики отмечали появление нового таланта. В то же время писатель не замыкался в кругу Форсайтов – среди его героев появляются рабочие, мелкие служащие, продавцы. Он пишет множество пьес и статей, посвященных важнейшим социальным проблемам того времени: «Серебряная коробка» (1906), «Борьба» (1909), «Правосудие» (1910), «Мир в воздухе» (1911), «Искусство и война» (1915), «К чему мы пришли» (1920) и т. д.

Очень сильное впечатление произвела на Голсуорси Первая мировая война. Он ненавидел войну, считал ее безумством, пережитком прошлого, всеобщим помешательством в борьбе за дополнительные ресурсы. «Всякая война мне ненавистна и отвратительна. Мысли о миллионах мелких проявлений ее жестокости и мерзкой грубости раздирают мне сердце». Он принимал все близко к сердцу, глубоко лично. Поскольку по возрасту не был пригоден к службе, Голсуорси работал массажистом во французском госпитале, а вырученные за писательство деньги жертвовал в помощь больным и раненым. Чувства, испытанные им в этот период, подтолкнули его к написанию продолжения истории Форсайтов. В 1920 и 1921 выходят романы «В петле» и «Сдается внаем». Название трилогии - «Сага о Форсайтах» - появилось позже (1921) и имело иронический оттенок. Сам автор объясняет название не только иронией, но и «наличием страстной борьбы враждебных друг другу сил», что было присуще древним сагам. Повествование во второй и третьей части «Саги» ведется с перерывом в несколько лет, и таким образом писатель охватывает своим взором некую смену времен: викторианскую эпоху, расцвет собственничества; последние годы правления Виктории; послевоенные годы, смену нравов и упадок собственничества.

История Форсайтов не заканчивается «Сагой»: несколько позже выходит трилогия «Современная комедия», в центре сюжета которой оказывается Флер и ее окружение, и три романа, посвященных родственному Форсайтам знатному семейству Черрелей.

Помимо писательства Джон Голсуорси занимался общественной деятельностью. и не было такого аспекта, которого он не коснулся бы. До конца своей жизни он боролся за справедливость, защищал «униженных и оскорбленных», без конца рассылал петиции в помощь нуждающимся, взывал к терпимости и братской взаимопомощи. Он был настолько искренним и духовно отзывчивым человеком, способным прочувствовать чужое горе, что знаменитый английский мыслитель Г.К.Честертон отозвался о нем так: «Я сомневаюсь – Голсуорси страдает».

Истинная ценность жизни по Голсуорси заключается в самой жизни. Вот почему он так осуждал своих соотечественников, считая их не способными на искренность, любовь к красоте, видя лишь их стремление к материальному благополучию и здоровым нервам: лучше прожить спокойную жизнь и дожить до глубокой старости. Недаром, все Форсайты так пекутся о своем здоровье. Они - отражение века и нации. Миропонимание Голсуорси, склад его ума отражают написанные им же слова: «Лучше любить и потерять свою любовь, чем так и не узнать любви; лучше шагнуть вперед и схватить самое полное выражение души человека и души нации, чем все время оставаться под сенью стены. Мне даже представляется, что можно быть чувствительным, не впадая в неврастению, сочувствовать людям, не теряя рассудка, и подставлять себя всем ветрам, не болея инфлуэнцией».[4]

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.