Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общеразвивающие упражнения для учащихся начальной школы на уроках физической культуры






 

Занятия физической культурой позволяют снять психическое напряжение учащихся начальной школы после длительной сидячей работы за партой во время уроков. Учителю физической культуры необходимо решать перечисленные выше задачи на протяжении всего учебного процесса.

Прежде чем предложить некоторые общеразвивающие упражнения для начальной школы, следует отметить, что в младшем школьном возрасте у детей достаточно хорошо развиты представление, восприятие, мышление. Дети с большим удовольствием имитируют движения насекомых, птиц, животных, а также различные физические упражнения, показанные учителем.

Общеразвивающие упражнения (несколько упражнений, выбранных вами) желательно проводить на каждом уроке после выполнения детьми разминки.

Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц, для школьников первого и второго классов. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы.

Для улучшения осанки и укрепления мышц голеностопа выполняют следующие упражнения:

-ходьба на носках – и.п.: руки на поясе, спина прямая, плечи развернуты, встать на носки, смотреть вперед-вверх;

-ходьба на пятках – встать на пятки, руки на поясе, спина прямая, плечи развернуты;

-ходьба на внешней стороне стопы;

-ходьба на внутренней стороне стопы.

-Имитация ходьбы великана – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).

-Имитация ходьбы гнома – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.

-Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.

-Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.

-Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.

-Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.

-Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову. Передвигаться на ногах и руках вперед. Это упражнение необходимо для укрепления позвоночника и мышц спины. С целью развития скоростно-силовых качеств выполняются прыжковые упражнения из полуприседа и полного приседа, а также другие различные прыжки.

-Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.

-Имитация прыжков лягушки. Прыжки – из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.

Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.

Для развития скоростно-силовой подготовленности достаточно интересны прыжки в парах, друг через друга, так называемая «Чехарда». Один партнер принимает упор присев, голова обязательно наклонена вперед, второй партнер кладет руки на спину первому и, отталкиваясь двумя руками одновременно, прыгает через него. Это упражнение предназначено для учеников второго и третьего классов.

Для укрепления силы рук, грудных мышц, мышц спины выполняется ходьба на руках в парах. Один партнер становится на руки, второй держит его ноги. Первый партнер передвигается на руках, второй держит ноги первого и двигается за ним. Это упражнение очень интересно для школьников, но требует большого внимания и осторожности. Выполнять его следует в медленном или среднем темпе, крепко держа ноги партнера. Учитель должен проследить, чтобы партнеры были примерно одинаковыми по весу и росту. Упражнение предназначено для третьеклас сников, но и ученики второго класса успешно справляются с ним.

Для развития быстроты и скоростно-силовых качеств предлагаются прыжки приставными шагами.

-Бег боком (правым боком вперед, а затем левым).

-Бег спиной вперед.

-Ускорение (быстрый бег). Учениками второго и третьего классов выполняются различные беговые упражнения.

-Высокое поднимание бедра. Ученик поочередно поднимает вверх правое, а затем левое бедро; спина должна быть прямой, руки работают, как при беге, при выносе вперед-вверх правого бедра вперед выносится левая рука, при выносе левого бедра – правая рука.

-Захлест бедра. Ученик поочередно выполняет захлест бедра назад, руки работают, как при беге, спина прямая.

-С ноги на ногу. Поочередно вынос бедра вперед, то правой, то левой ногой, нога, находящаяся сзади, – прямая, спина прямая, руки работают, как при беге, смотреть вперед-вверх.

Общеразвивающие упражнения (основные положения и движения рук, ног, туловища, головы). Этот материал на уроках физкультуры выполняет три функции:

• помогает ученику быстрее запомнить направление;

• развивает двигательные качества: силу, ловкость, быстроту;

• используется как подготовительные упражнения при обучении более сложным движениям.

Среди общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные дыхательные упражнения: под хлопки, удары барабана, под счет, сигнал свистка, по показу учителем.

При выполнении упражнений учитель указывает на правильное сочетание дыхания с движением: руки вверх, в стороны, отведены назад — вдох; при сведении рук вперед, опускании вниз — выдох; наклоны туловища вперед, в стороны — выдох. Каждое упражнение повторяется 5—8 раз. В подготовительном и 2 классах следует чаще выполнять упражнения в игровой форме, как имитационные. Например: «Ходит цапля по болоту, увидела лягушку. Замерла». При произнесении слова «замерла» дети, удерживая равновесие, делают выдох и на счет «два-три» стоят на одной ноге, руки в стороны.

Изучая основные положения и движения руками, ногами, туловищем, головой, ученики с нарушениями интеллекта, пожалуй, впервые получают представления об основных компонентах каждого конкретного движения — амплитуде, направлении, ритме, темпе. Эти сенсорные компоненты помогают управлять достижениями осознанно.

Трудные упражнения учитель показывает, дети смотрят, затем выполняют под счет.

Общеразвивающие упражнения (без предметов, с малыми мячами, гимнастическими палками, короткими скакалками, флажками, малыми обручами, мешочками, наполненными солью, песком). Эти упражнения — активное средство концентрации внимания, укрепления двигательного аппарата ребенка. Из этих упражнений можно составить несколько комплексов утренней гигиенической гимнастики, которые разучиваются на уроках и предлагаются как домашнее задание.

Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов имеет принятие исходного положения (и. п.). Особенно этому надо учить детей подготовительного и 1 классов.

Целесообразно обучать их следующим исходным положениям: стоя, сидя, лежа на животе, спине, стоя на коленях. Во 2 и в 3—4 классах можно вводить и другие исходные положения.

Использование на уроках флажков, кубиков, кеглей, палок, скакалок и более крупных предметов — длинных палок, реек, больших обручей (3—4 классы), баскетбольных мячей — помогает учителю разнообразить, варьировать выполнение упражнений, а использование физкультурного инвентаря вызывает интерес к процессу выполнения. Действия учащихся становятся согласованными, они прикладывают максимум усилий к достижению результата, стараются действовать дружно. Это очень важно в 1—2 классах.

При построениях с палками, флажками, малыми обручами необходимо обеспечить возможность передвигаться, стоять в строю на достаточном расстоянии друг от друга. Этому надо учить детей на самых первых уроках.
Инвентарь, которым будут пользоваться учащиеся на уроке, должен находиться в определенном доступном месте. Дети могут брать его для занятий только с разрешения учителя, а по окончании выполнения упражнений кладут его на место.

Обучение общеразвивающим упражнениям является определяющим. Упражнения подбираются так, чтобы они выполняли избирательное воздействие на коррекцию имеющихся нарушений физического развития, для формирования осанки, ориентировки в пространстве, при дифференцировке мышечных усилий и т. д.

Выполняя упражнения с предметами, дети ориентируются на сам предмет, его цвет, вес, размер, местонахождение, обучаются особым способам манипулирования предметом. Хотя общеразвивающие упражнения и недоступны некоторым учащимся подготовительного и 1 классов (самостоятельное выполнение), учитель обязан на каждом занятии использовать их при условии правильного руководства процессом обучения.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.