Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия, религия и наука. Общее и различное в них






средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX в. в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся почти до наших дней. Суть его сводится к борьбе за право обладания истиной в последней инстанции. Наука, не осознавая своих границ, желала дать ответы на все вопросы, вести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на основе достижений науки и техники. На фоне низкого уровня жизни, присущего большинству людей еще в начале XX века, ущербность таких представлений о «дивном новом мире» оставалась непонятной не только большинству населения, привлеченному обещанием тех благ, которых оно никогда не имело, но и политикам, целеустремленно ведущим свои народы в мир высоких технологий, и даже некоторой части мыслителей (философов, писателей, художников), со всем пылом новообращенных пропагандирующих эти идеи. Лишь немногие философы и культурологи смогли в начале XX века понять, что этот путь ведет к катастрофе. Это стало ясно в середине нашего века, после создания ядерного оружия и надвигающейся экологической катастрофы.
Тем не менее, пережитки идеологии сциентизма - веры в науку как в единственную спасительную силу - сохраняются до сих Пор. Возникнув в недрах просветительства, получив развитие в философии позитивизма, во второй половине нашего столетия она трансформировалась в тенденцию к безграничному восхвалению достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам.

Все определенное знание принадлежит к науке; все догмы. Все то, что выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия». Конфликт между наукой и религией начинается по двум причинам.

1. Когда мы стараемся совместить научные и религиозные представления.

2. Когда игнорируем тот факт, что они только чуть более 2 500 лет назад стали представлять собой разные уровни человеческого бытия, а до этого долгое время были синтезированы. Их разделение может быть и как следствие и как условие развития человеческой способности познания мира и себя.

Наука и религия есть две различные формы познания мира, две различные системы знания. И тогда борьба, спор, конфликт между наукой и религией в действительности есть процесс их самоопределения. Но даже если выясниться, что они совершенно обособленны друг от друга, они не перестанут быть различными путями развития культуры.

Дух или материя? Как возможно его познание? Что есть мудрость? Существует ли она? Какова цель развития живого? Что есть человек? Философия исследует эти вопросы.

Отнесение религиозных истин к области морали и нравственности лишает, с позиции прагматиков, возможности их интеллектуального анализа. Хотя бы по той причине, что являются опытом переживания. Факты опыта во многом зависят от их объяснения, от характера тех символических конструкций, которыми мы произвольно замещаем их для удобства анализа, и, в конечном счете, построения картины мира. Наука предполагает верифицируемость опыта, в религии эта процедура весьма проблематична.

Несмотря на то, что науку и религию определяют как разные области человеческого опыта в силу того, что в науке человек максимально точно познает причинно-следственные связи, закономерности развития, а в религии идет поиск святого с надеждой абсолютной гарантией его достижения у них есть нечто общее: желание улучшить качество жизни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.