Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение и покой. Проблемы развития






1)развитие – направленное движение. 3 типа развития: прогрессив­ное(всякое последующее явл более совершенным, чем предыдущее); регрессивное(система деградирует или упрощается); одноплоскост­ное(возникает новое, но без увеличения степени сложности).

Диалектическая Метафизическая
1.источник развития à à внутренние противоречие 2.механизм взаимопереход колич изменения в кач 3.направленность по спирали, от простого к сложному внешний толчок количество если без изменения коренного качества по замкнутому кругу

2)закон борьбы противоположностей. Он явл основным в диалек­тике, т.к. раскрывает причину движения. С точки зрения этого закона любое движение есть самодвижение. Этот закон предполагает выяс­нение след вопросов: тождество(понятие, которое выражает момент относительной устойчивости); различие(фиксирует момент изменчи­вости, нарушения равновесия между противоположностями); проти­воречия(взаимодействия между противоположностями).

В своём развитии противоречия проходят 3 стадии: 1)гармония – от­ношение взаимораскрытия, взаимоположения между ними 2)дисгармония – связана с расшатыванием соц структур и развитием одной отрасли за счёт другой 3)конфликт – взаимоотрицание дости­гает max, ставится вопрос о сущ системы.

Из дисгармонического состояния возможен возврат к гармониче­скому, если система обратится к своим истокам. Для любой системы сущ своя мера возможности оптимизации отношение между проти­воположностями. Противоречие, чтобы стать источником развития, должно разрешаться. Несколько вариантов разрешения противоре­чий: переход одной в другую, т.е. их взаимопревращение; одно по­беждает другую; исчезновение обеих противоположностей при ко­ренном преобразовании системы (гибель цивилизации).

Сущ противоречия в принципе непримиримые, их наз антиномии, т.е. коренные отношения исключают возможность примирения. Кант считал, что человеческое мышление антиномично, т.е. несовершен­ность человека.

Виды противоречий:

· внутренние(присущие природе данного объекта(стол: верх, низ, право, лево)) и внешние(отношения противоположностей, каждая из которых принадлежит не одному и тому же объкту, а отлич по природе объектам(небо-земля))

· основные и неосновные

· антагонистические(противоречия, развёртывающиеся в обще­стве; основанное на различии коренных эк и полит классов и соц групп, порождаемых общ-эк ситуацией данного общества)

· неантагонистические – разрешимые противоречия

качество – характеризует внутреннею определённость вещей, явле­ний, которая определяет их целостность и устойчивость при посто­янных изменениях(например я – это ты).

Свойство – способ проявления, обнаружения качества объекта при его взаимодействии с другими объектами.

Если качество – это сущность предмета, то свойство – это его явле­ние.

Виды качеств: природные(представляют собой опр-ть предметов и явлений природы, они не отделимы от телесности, простр-врем, энергетических и других характеристик) и социаль­ные(характеризуются отношениями людей к природе и друг к другу, т.е. характером человеческой деятельности).в свою очередь соци­альные качества делятся на функциональные(выражаются в формах и функциях созданных человеком предметов второй природы, т.е. искусств) и системные(генетическое качество вещей, включённых в определённую систему общественных отношений. Оно не равно ма­териальному воплощению в конкретных вещах. Вещь выступает как воплотитель).

Количество выражает степень наличия и изменения свойств элемен­тов отношений объектов, характеризующую обычно числом или ве­личиной.

Мера – диапазон количественных изменений при сохранении од­ного качества.

Скачок – переход от одного качества к другому. Виды скачков: 1)обусловленные внешними и внутренними факторами 2)постепенные, длительные по времени, протекающие в несколько этапов и мгновенные, взрывные 3)единичные, частичные и общие.

Следует также различать эволюционные и революционные преобра­зования.

Революция – форма протекания скачка в обществе, переход о од­ной общественно-экономической формации к другой.

Эволюция – количественные и частично количественные, но без изменения коренного качества преобразования.

Закон отрицания отрицания раскрывает путь развития, направлен­ность, цикличность.

Отрицание бывает: метафизическое(полное отрицание преемствен­ности с предыдущим этапами абсолютизация и разрушение) и диа­лектическое(1)деструкция – разрушение старого опыта, неспособ­ного к дальнейшему развитию 2)кумуляция – накопление старого опыта для дальнейшего развития 3)конструкция – возникновение нового).

Первое отрицание представляет собой отрицание исходного пункта развития и переход в противоположность. На стадии 2-го отрицания происходит возврат к тому старому опыту, который был отвергнут и частичное его восстановление, но на более высоком уровне, в ходе 1-го отрицания. Развитие согласно этому закону происходит по формуле: тезис – антитезис – синтез(автор — Фитхе). На фазе антите­зиса имеет место первое отрицание, синтеза – второе. При наличии любых 2-х отрицаний не обязательно происходит отрицание. Может быть множество отрицаний прежде чем произойдёт изменение вещи в состояние, которому будут присущи признаки синтеза.

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики. ДВИЖЕНИЕ — изменение во­обще; способ существования ма­терии и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных пре­вращений) и качественный. Качест­венный тип включает в себя подти­пы или виды: функционирование, круговороты, развитие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.