Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация. Прежде всего нужно отметить, какие фигуры изоб­разил клиент и в какой последовательности






Прежде всего нужно отметить, какие фигуры изоб­разил клиент и в какой последовательности. Это может соответствовать списку № 1 или № 2, но чаще испытуе-


мый выбирает другую последовательность, иногда «забы­вает» предметы или добавляет новые, особенно если пе­ред ним лежит лист с каракулями. Таким образом можно составить список № 3 и проанализировать его так, как предложено на первом этапе.

Наличие и характер связей на рисунке проеци­рует отношения между участниками конфликта или проблемной ситуации, равно как и расположение фи­гур на листе. Если есть центральная фигура, это может быть свидетельством того, что человек выделяет либо главного участника - субъекта конфликта, приписы­вая ему ведущую роль, либо обозначает основную при­чину своего состояния. При запущенных ситуациях, застарелых конфликтах, центральная фигура может отражать состояние человека. Например, встречаются случаи, когда испытуемый изображает в центре прост­ранства молнию, большую заштрихованную змею, смерч, развалины, смерть, комок перепутанных нитей (проволоки) и т. д. Это, конечно, не участники кон­фликта, а образное, символическое отражение состоя­ния клиента.

Фигуры, расположенные в ряд, могут свидетель­ствовать либо о формальном отношении клиента к диа­гностике (горизонтальный ряд), либо о желании разме­стить персонажи по рангу (вертикальный ряд), то есть ввести некую иерархию. Заполнение пространства лис­та оценивается так же, как и в других рисуночных мето­диках. Наиболее подробные пояснения к этому даются в книге В. Т. Лободина «Путь к единству. Самоанализ и познание внутреннего мира». Он предлагает сле­дующую схему интерпретации пространства листа.


 




Центр - это «Я» человека, сознательная жизнь, что обозначается концентрическими кругами.

А, Б - зона духа, интеллекта, развития, связей с ок­ружающими.

Секторы В и Г проецируют связь с другими людьми, альтруизм.

Д и Е - бессознательное, материальное, инстинк­тивное, сексуальное, коллективное.

Зоны И, К обозначают связь с самим собой, с про­шлым, а также эгоизм.

Кроме представленных секторов, В. Т. Лободин предлагает рассматривать и границы между секторами, что в его интерпретации отражает некоторые поведенчес­кие характеристики человека в значимых, нестандартных ситуациях. Так, например, расположение рисунков между


зонами Б и В будет означать протест и нападение, между Г и Д - упорство и преданность, граница Е-И - захват, К-А - осторожность и сдержанность.

Расположение рисунков в левой части означает привязанность к прошлому, к матери, в правой - потреб­ность опереться на чей-либо авторитет. Левая позиция со смещением к центру - желание обрести покровителя и, одновременно, быть от него независимым. Правое распо­ложение с центральной тенденцией - поиск согласия с внешним миром. Если рисунки в центре со смещением вправо, человек хочет найти согласие между собственны­ми желаниями и стремлениями и потребностями и инте­ресами других людей. Строго центральное расположение проецирует осознанную необходимость в систематизации своего жизненного опыта. В случае рисования только в верхней четверти листа у испытуемого предполагается субдепрессивное состояние, которое он пытается пре­рвать активными действиями. Скорее всего, такой чело­век неустойчив в жизни, ищет способы саморегуляции. В зависимости от содержания рисунков иногда молено увидеть амбиции, желание навязывать себя и свои про­блемы другим. Расположение рисунков в нижней полови­не говорит о чувстве покинутости, депрессии и самобиче­вании.

Далее рассматриваются связи - отношения между предметами. Если имеется центральная фигура и она же получает наибольшее количество связей, то это можно считать признаком того, что человек не только приписы­вает ей причины конфликта, но и соотносит с ней возмож­ности выхода из него. Даже если большинство связей си­ние, то есть негативные, материал для психологической работы обозначен. Необходимо выяснить (можно на по­следующем этапе), с кем или с чем ассоциирует человек эту фигуру. Это может быть реальный человек, образное


 




выражение своего состояния или ведущая проблема, на­пример, алкоголизация, наркомания, депрессия, безна­дежность, запутанность и т. д.

При планировании дальнейшей работы с клиентом необходимо учитывать, с какими предметами и как связы­вает человек центральную фигуру. Детализируется это на третьем этапе и в последующих обсуждениях, беседах с клиентом. Конечно, опираться нужно на позитивные свя­зи. Если испытуемый их не обозначил, нужно иметь в ви­ду, что они могут возникнуть как новые или преобразо­ваться из негативных. Центральная фигура по положению на листе может не совпадать с той, у которой наибольшее количество связей. Чаще всего это наблюдается в случаях ассоциирования фигур со своим состоянием или пробле­мой. Это тоже следует учесть в своей работе с клиентом, выбирая ту фигуру, у которой больше позитивных связей, исходящих от нее. Это справедливо и в тех случаях, когда такую фигуру человек ассоциирует с собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.