Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы драматургии и разбор частей. Главная тема симфонии – народ и Родина






Главная тема симфонии – народ и Родина. Общее содержание раскрывает противопоставление и борьбу двух антиподов – советский народ и фашизм. Наиболее значительная – первая часть. Средние части раскрывают иной мир: вторая – светлые воспоминания, картины народной жизни; третья – философские размышления. Финал воспринимается как вера в победу.

Первая часть открывается главной партией – она имеет мужественный, энергичный, целенаправленный характер. Энергичный ритм Несмотря на свою мелодическую самостоятельность, лирическая побочная партия принадлежит к той же сфере образов, что и главная, являясь поэтическим воплощением разумной и счастливой жизни советских людей. Первая тема п.п. – напевная, выразительная мелодия развёртывается на фоне оживлённой имитационной перекличке струнных, вторая тема – величаво-спокойная у напевных фразах флейты пикколо и скрипки. Разработка содержит эпизод нашествия, состоящий из темы и 11 вариаций сопрано остинато. Со временем в гнетущую атмосферу врываются протестующие возгласы, родственные темам экспозиции – «тема сопротивления». С её появлением вариационное развитие переходит в разработочное. На кульминации звучит видоизмененная тема главной партии – трагическая, надломленная в одноименном до-миноре. Реприза содержит соло фагота. Кода синтетического типа, состоит из трёх разделов. Первая часть завершается темой эпизода нашествия, как краткое напоминание, что борьба ещё не завершена.

Вторая часть – лирическое скерцо. Первая тема – танцевальная, повествовательного склада, вторая – нежная, овеянная мечтой, немного печальная мелодия гобоя. В середине звучат возгласы медных духовых и маршевый ритм.

Третья часть пронизана элементами музыки стиля барокко, имеет светлый величавый характер. Некоторые темы очень похожие на баховские. Часть написана в форме рондо. Рефрен состоит из двух тем: хорального склада и взволнованный речитатив скрипок. Первый эпизод – нежная тема флейты. Второй эпизод – раздумья и патетика. Завершается часть первой темой рефрена.

Финал открывается монументальной, напряженной темой главной партии – с первых же звуков возникает атмосфера разработки и репризы первой части. Широта симфонического развёртывания главной темы финала определяет монументальность масштабов всей части, а также её значительное композиционное своеобразие. В разработке звучит траурный эпизод в ритме сарабанды – это лирический центр финала. Потом длинное эмоциональное нарастание, которое приводит к апофеозу – краткое триумфальное проведение темы главной партии первой части в C-dur у тромбонов. Примечательно, что в последних тактах коды тема финала снова проходит в басах в сумрачной до-минорной тональности, в то время как верхние голоса настойчиво интонируют светлое до-мажорное трезвучие. Лишь в самых последних трёх тактах симфонии окончательно утверждается победно-радостное мажорное звучание.

 

 

Шостакович Симфония № 11 («1905»)

Имеющая программный подзаголовок «1905 год», симфония была создана в 1957 году. Шостакович обращается к той же теме, которая волновала его всегда. Личность и власть. Человек и античеловеческие силы, ему противостоя­щие. Скорбь по безвинно погибшим. Исполненная в Москве 30 октября 1957 года под управлением Ната­на Рахлина, симфония, впервые после Первой, вызвала единодушное одобрение критики.

Четыре части симфонии следуют одна за другой без перерыва, каж­дая имеет программный подзаголовок. Первая часть — «Дворцовая площадь». Поразительно впечатляюща созданная Шостаковичем звуковая картина. Это мертвенный и бездушный, казенный город. Вторая часть — «Де­вятое января». Музыка рисует народное шествие, мольбы, стенания, ужасное побоище... Третья часть — «Вечная память» — реквием по погибшим. Финал — «Набат» — картина народного гнева.

Впервые в симфонии Шостакович широко использует цитатный материал, строя на нем монументальное симфоническое полотно. В основе его — революционные песни.

Первая часть основана на песнях «Слушай» и «Арестант», которые в процессе развития воспринимаются как главная и побочная темы со­натной формы. Однако сонатность здесь условна. Исследователи находят в первой части черты концентрической формы (А—В—С—В—А). По роли внутри цикла это пролог, создающий обстановку места действия. Еще до появления песенной темы скованные, зловеще цепенеющие зву­чания создают образ подавления, жизни под гнетом. На зыбком фоне слышатся то церковное песнопение, то глухие колокольные удары. Сквозь эту мертвящую музыку пробивается мелодия песни «Слушай!» (Как дело измены, как совесть тирана / Осенняя ночка темна. / Темнее той ночки встает из тумана / Видением мрачным тюрьма.) Она проходит несколько раз, дробится, расчленяется на отдельные краткие мотивы, согласно законам развития собственных симфонических тем композито­ра. Ее сменяет мелодия песни «Арестант» (Ночь темна, лови минуты). Обе темы проводятся неоднократно, но все подчиняет себе первоначаль­ный образ — подавления, угнетения.

Вторая часть становится полем борьбы. Две ее основные темы — ме­лодии из написанных Шостаковичем несколько ранее хоровых поэм на тексты революционных поэтов — «9 января» (Гой, ты, царь, наш батюш­ка!) и суровый, хорального склада напев «Обнажите головы!». Часть со­стоит из двух резко контрастных, ярких в своей конкретной зримости эпизодов — «сцены шествия» и «сцены расстрела» (так их принято на­зывать в литературе об этой симфонии).

Третья часть — «Вечная память» — медленная, скорбная, начинается песней «Вы жертвою пали» в суровом, размеренном ритме траурного шествия, в особенно выразительном тембре альтов с сурдинами. Далее звучат мелодии песен «Славное море, священный Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу». В среднем разделе сложной трехчастной формы по­является более светлая тема «Здравствуй, свободы вольное слово». Широкое движение приводит к кульминации, на которой возникает, по­добно призыву, мотив «Обнажите головы» из предшествующей части. Происходит перелом в развитии, который приводит к стремительному, как все сметающий ураган, финалу.

Четвертая часть — «Набат», написанная в свободной форме, — начи­нается с решительной фразы песни «Беснуйтесь, тираны». На фоне бур­ного движения струнных и деревянных духовых, резких ударов бараба­на проносятся мелодии как первой песни, так и следующей — «Смело, товарищи, в ногу». Достигается кульминация, на которой, как в предше­ствующей части, звучит мотив «Обнажите головы». В среднем разделе господствует «Варшавянка», к которой присоединяется праздничная, светлая мелодия из оперетты Свиридова «Огоньки», интонационно род­ственная темам «Варшавянки» и «Смело, товарищи, в ногу». В коде финала мощные удары набата выносят на поверхность темы «Гой, ты, царь, наш батюшка!» и «Обнажите головы!», звучащие грозно и утверж­дающе.

4 курс инструменталисты

 

Д.Д. Шостакович. Симфония № 14. (1969 г.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.