Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джордж Гершвин (1898-1937)






С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» — писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов города — Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и компания». Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. «Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил...»- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин — один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, «настоящим композитором», владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере «Рапсодии», прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.

Вслед за «Рапсодией» появляются: Фортепианный концерт (1925), оркестровое программное сочинение «Американец в Париже» (1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), «Кубинская увертюра» (1932). В этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, афро-американского фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики нашло полнокровное и органичное воплощение, определив главную стилистическую особенность музыки Гершвина.

Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы (1928) и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С. Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Легаром, И. Кальманом в Вене.

Наряду с симфонической музыкой Гершвин с увлечением работает в кино. В 30-х гг. он периодически подолгу живет в Калифорнии, где пишет музыку к нескольким кинофильмам. Тогда же композитор вновь обращается и к театральным жанрам. Среди созданных в этот период произведений — музыка к сатирической пьесе «О тебе я пою» (1931) и «лебединая песня» Гершвина — опера «Порги и Бесс» (1935). Музыка оперы наполнена выразительностью, красотой интонаций негритянских песен, острым юмором, а порой и гротеском, насыщена самобытной стихией джаза.

 

 

4 курс инструменталисты

Дж. Гершвин. Рапсодия в блюзовых тонах.

Создавая свою Рапсодию, Гершвин претворил композиционные приёмы, сложившиеся на протяжении многих лет в этом жанре. Он применил их к неизведанной области фольклора – негритянской. Молодой композитор творчески воспринял многие приёмы Шопена, Листа, Рахманинова, Равеля в области концертного пианизма. Он глубоко постиг ряд тональных и виртуозных новшеств фортепианной музыки ХХ века, средства тематического развития, особенности концертных жанров. Рапсодия – первое крупное сочинение, основанное на интонациях и ритмах спиричуэлс, блюза, регтайма.

Композитор привнёс в сочинение особенности крупных концертных форм: диалог солиста и оркестра, самостоятельность их партий, интенсивность тематического развития, стройность структуры, обилие каденций.

Композиция произведения ближе всего рапсодиям Листа. Гершвин выстраивает сочинение из нескольких разделов, которые сопоставляются по принципу образного и динамического контраста. Все темы Рапсодии отличаются национальной и жанровой характерностью. Первая и вторая темы очень походят на блюзовые напевы, в третьей чётко вырисовывается ритм регтайма. Все три темы обладают специфической ладовой краской и синкопированной ритмикой, характерной для негритянских напевов.

В Рапсодии применены различные приёмы симфонизации: тематические арки, интенсивная разработка, преображение тем. Всё это сочетается с самобытными формами джазовой импровизации, красочными альтерированными аккордами. Рапсодия имеет чёткий тональный план с тональным центром B-dur.

Колоритный тематизм Рапсодии Гершвина, целостность композиции, импровизационная свобода, воплощение негритянских напевов, блестящий фортепианный стиль обусловили мировое признание произведения.

 

 

4 курс инструменталисты

К. Орф. Carmina burana.

В Carmina burana Орф создал новый музыкально-театральный жанр – синтез оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля, хореографии. Хотя сценическая форма неоднократно варьировалось: «музыкально-сценическая космология», «монументальный мировой театр», «аллегорическая мистерия», «придворно-пасторальное представление миннезингеров». Здесь определились и важные особенности его художественного метода и музыкального языка. Carmina burana родилась на основе средневекового сборника ХІІІ века. Через его тексты, образы Орф приобщился к неоклассицистскому направлению, хотя прямым его последователем никогда не был.

Сборник состоял из двух разделов: в первом представлены стихи на моральные и религиозные темы, во втором – любовные, застольные, развлекательные. В основном эта поэзия имела антицерковный характер. Орф взял для кантаты 24 фрагмента, в основном из второго раздела сборника, объединив их в трёхчастную композицию. Основный образ, проходящий через всё произведение, - непрерывно вращающееся колесо Фортуны. Первая часть «Весна» наполнена любовными мечтаниями, плясками, хороводами, пейзажами. Контрастная вторая часть «В таверне» - картина бесшабашного гулянья. В текстах второй части звучит протест против ханжеских норм средневековой морали. Здесь Орф широко пользуется приёмами пародии, гротеска. Третья часть «Двор любви» по смыслу продолжает первую. Здесь идёт развитие от изысканных лирических образов к чувственной экспрессивной кульминации, апофеозу любви.

Широка музыкально-жанровая основа кантаты – архаические народные напевы, церковное пение, современная песня с острым ритмом. Carmina burana исполняется большим оркестром (с увеличенной группой ударных), большим смешанным хором и хором мальчиков, солистами. Орф многообразно использует богатые исполнительские возможности. Контрастное чередование номеров сочетается с музыкальным обрамлением всей кантаты. Каждый номер имеет свою неповторимую мелодику, ритм, тембры.

Кантата в полной мере выразила стремление композитора к универсальному театру. Carmina burana – произведение новаторское по форме и языку, которое совершило революцию в области музыкально-театральных жанров.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.