Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и структура затрат на освоение новой продукции.






Неизбежность затрат на освоение новых изделий подчеркивалась еще в классических экономических исследованиях. Так, К. Маркс [71] утверждал, что создание первого экземпляра новой машины стоит почти в 5 раз дороже, чем создание второго. Вместе с тем, он отмечал, что развертывание производства новых изделий объективным образом приводит к их удешевлению, поскольку если машины впервые вводятся в какую-либо отрасль производства, то один за другим следуют все новые и новые методы удешевленного их воспроизводства и новые усовершенствования, охватывающие не только отдельные части и аппараты, но и всю конструкцию в целом. Следовательно, основной причиной возникновения затрат на освоение новой продукции является несовершенство ее производства, которое не может мгновенно стать на тот же уровень, что и при производстве прежней продукции. По экономической сущности затраты на освоение (в марксистской трактовке) есть часть совокупных затрат труда (живого и овеществленного) на производство продукции. С позиций теории факторов производства, затраты на освоение новых видов продукции отождествляются не только с издержками труда, но и с затратами прочих видов носителей полезности –производственных факторов (земля, капитал и др.). В любом случае, подобного рода затраты рассматриваются как имманентные издержки производства продукта в период освоения, которые необходимы при любых производственных условиях.

Существует множество подходов к характеристике затрат на освоение продукции: одни исследователи считают, что эти затраты необходимо рассматривать как все расходы, связанные с созданием и производством новой продукции; другие считают, что такие затраты должны включать в свой состав лишь повышенные дополнительные издержки в начальные периоды серийного выпуска соответствующей продукции.

Наиболее логичным представляется разделение затрат данного вида на следующие группы:

1. Собственно расходы освоения, т.е. затраты на налаживание производства новой продукции.

2. Дополнительные затраты сверх проектной себестоимости после начала серийного выпуска новой продукции.

3. Потери предприятий о сокращения выпуска прочей продукции из-за временной остановки производства.

4. Потери в результате технического и финансового риска.

Величина затрат на освоение новой продукции связана с 2 группами факторов – предпосылок возникновения:

a) Объективные предпосылки. Влияние данной группы факторов обусловлено спецификой текущего состояния макроэкономической системы.

b) Субъективные предпосылки обусловлены характеристиками конкретного предприятия. Субъективные факторы формирования затрат можно объединить в следующие группы:

- факторы, связанные с качеством конструкторской подготовки производства;

- факторы, связанные с качеством технологической подготовки производства;

- факторы, определяемые организационно-техническим уровнем производства на данном предприятии.

В зависимости от детерминированности теми или иными факторами, все затраты на освоение новой продукции могут быть поделены на следующие группы:

1. общественно необходимый уровень затрат, обусловленный объективными предпосылками, связанными с характеристиками текущих общеэкономических тенденций;

2. среднеотраслевой уровень затрат, складывающийся как выражение среднеотраслевого организационно-технического уровня;

3. индивидуальный уровень затрат, определяемый уровнем организационно-технического потенциала конкретного предприятия.

 

Основы планирования продуктовых инноваций.

Планирование работ по освоению производства новых изделий крайне важно для экономики предприятия, поскольку оно позволяет взаимно увязать и оптимизировать действия всех участвующих в процессах освоения подсистем предприятия. Планирование процесса освоения новой продукции охватывает все его этапы и включает в себя:

1. разработку частных планов по каждой стадии освоения;

2. взаимную увязку частных планов;

3. составление сводного плана-графика;

4. разработку сметы затрат на освоение.

В планировании процессов освоения производства новой продукции принято выделять 2 направления: планирование работ и планирование их стоимости.

Календарные планы работ составляются дифференцировано для каждого этапа освоения. Затем строится общий ленточный или сетевой график запуска опытной партии. В графике указываются объем работ по освоению каждого изделия, число исполнителей и сроки начала и окончания работ. Длительность цикла подготовки производства и освоения новых изделий зависит главным образом от объемов и фронта работ и от методов их выполнения (последовательного, параллельного или последовательно-параллельного). Длительность отдельных работ цикла рассчитывается по формуле:

 

, (2.1)

 

где t – трудоемкость, нормо-ч.; P – число одновременно работающих, чел.; F – дневной фонд времени одного работающего, ч.; Квн – коэффициент выполнения норм.

 

Количество работников, одновременно выполняющих работу, определяется методом экспертного опроса согласно уточненного перечня работ по всем задействованным подразделениям.

Фонд времени одного работника в плановом периоде рассчитывается по формуле:

 

, (2.2)

 

где Ч – число рабочих дней в исследуемом периоде; Чпредпр – число предпраздничных дней в исследуемом периоде; h – продолжительность смены, ч.; h’ – продолжительность времени сокращения смены в предпраздничные дни, ч.; n – процент потерь рабочего времени за смену, %.

Процесс освоения начинается с выпуска установочной серии. На каждое вновь осваиваемое изделие составляется и утверждается смета затрат на подготовку производства и изготовление установочной серии. Она является обобщающим документом, в ней указывается размер установочной серии и планируемый объем выпуска изделий. Смета составляется на основе большого числа документов: расчет расходов, связанных с подготовкой производства изделий; калькуляция на изготовление установочной серии; смета затрат на выполнение работ по монтажу оборудования и изготовлению металлоконструкций на участке выпуска изделий и др.

С целью оценки возможности роста эффективности производства за счет интенсивных факторов оценивается степень напряженности плановых заданий. Для ее оценки выбрана следующая система показателей:

· Прирост объема производства за счет роста производительности труда (Б1).

· Коэффициент использования производственных мощностей (Б2).

· Коэффициент сменности работы оборудования (Б3).

· Прирост фондоотдачи (Б4).

· Удельный вес новой продукции в общем объеме производства (Б5).

В основу оценки напряженности положен принцип сопоставления уровня показателя, предусмотренного в плане с нормативом. Для сравнения показателей применяется 5-бальная шкала: максимальная оценка для показателей, превышающих норматив – 5; показатели на уровне норматива – 4; минимальная оценка – 0. В качестве обобщенного показателя выступает коэффициент напряженности:

 

, (2.3)

где Бср – средний балл.

 

. (2.4)

 

Коэффициент напряженности является рассчетно-аналитическим показателем. Его нормативное значение равно 1. Если Кн < 1, то производство не полностью использует свой потенциал, и чем коэффициент меньше, тем больше резервов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.