Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 4 / 2001 Тема номера: Ранний возраст.






АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.

4 / 2001 Тема номера: Ранний возраст.

КНИЖНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

_______________________________________________________________________

 

Адрес в интернет: https://www.ise.iip.net/almanah/4/index.htm

_______________________________________________________________________

ПОМОЩЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

С ОСОБЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Младший дошкольный возраст

Баенская Е.Р.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эта книга - в первую очередь, самая светлая память о нашем любимом учителе - Кларе Самойловне Лебединской. Именно ее тонкий клинический подход к исследованию ранних проявлений нарушений эмоционального развития и выделение основных критериев ранней диагностики раннего детского аутизма дали толчок для дальнейших психологических разработок в этой области. Глубокая вера Клары Самойловны в то, что поиск возможности максимально ранних коррекционных воздействий при наличии признаков аффективного неблагополучия в первые годы жизни ребенка может стать профилактикой возникновения тяжелых форм нарушения эмоционального развития, передалась и нам.

Многолетняя практическая работа с различными вариантами раннего детского аутизма позволила нам увидеть в обнаженном виде недостаточность функционирования или даже отсутствие тех механизмов аффективной регуляции, которые в норме, справляясь со своей задачей, могут просто не выступать на поверхность. Это обычный путь: поиск причины нарушения развития, как правило, имеет своим следствием углубление понимания нормального хода событий. Здесь пред нами открылась возможность по-новому оценить то, что происходит с ребенком в раннем детстве, как складываются аффективные механизмы, организующие первые формы его мироощущения и взаимодействия с близкими и окружающим миром.

Понимание логики появления трудностей, возникновения искажения или задержки эмоционального развития дает совершенно определенный выход в коррекционной работе. Кроме того, это позволяет осознать смысл многих приемов традиционного воспитания маленьких детей, их направленность на развитие этих механизмов аффективной организации поведения и сознания ребенка. Современные условия жизни, особенно городской, неизбежно приводят к значительной потере наработанных в прошлых поколениях традиций воспитания, прежде всего, это связано с частым отсутствием “большой семьи” - воспитанием вне постоянного присутствия старшего поколения, которое еще хранит и естественно использует эти приемы организации поведения малыша. Молодые родители часто увлекаются современными, внешне более прагматическими аспектами воспитания и, прежде всего, обучения маленького ребенка - это конечно, неплохо, но если при этом не теряется связь разных сторон его душевной жизни, если она продолжает развиваться и индивидуализироваться в общем с близким взрослым смысловом контексте.

Может быть, эта книга, в какой-то степени поможет им немного по-другому взглянуть на внутренний мир ребенка и не только при явных сложностях его эмоционального развития. Его благополучное и гармоничное течение, как известно, тоже предполагает периоды драматических кризисов. Понимание их природы, также, как внутреннего смысла других, более спокойных периодов, помогут близким сохранить уверенность в себе и лучше подготовить малыша к встрече с самостоятельной жизнью.

В задачи этой книги, поэтому, не входит прослеживание отдельных линий развития психических функций ребенка - сенсомоторной, речевой, интеллектуальной, его внимания или памяти. Важным для нас было представить общую логику усложнения индивидуальных аффективных смыслов во взаимодействии ребенка с миром, развитие эмоциональных отношений с близкими. Мы надеемся также, что понимание этой общей логики развития поможет использовать опыт коррекционной работы с детьми с серьезными нарушениями эмоционального развития и в других, более обычных случаях. Поможет специалисту-диагносту более адекватно оценить не только запас знаний или умений, но и эмоциональную зрелость малыша, а сотруднику детского учреждения строить взаимоотношения в соответствии с эмоциональным возрастом ребенка.

Особая благодарность автора - родителям детей с аутизмом, с которыми мы сотрудничали на протяжении всех этих лет за их преданность, стойкость, умение радоваться малейшим знакам движения ребенка, готовность делиться своим опытом и постоянно учиться самим, за их творческую позицию и веру в наше общее дело. Родителям и посвящается эта книга.

ВВЕДЕНИЕ

Рождение ребенка - событие всегда и радостное и одновременно тревожное для родителей. Все ли благополучно? Как лучше воспитывать малыша? Эти и многие другие вопросы неизбежно встают перед близкими ребенка. Конечно, существуют собственная материнская интуиция, советы опытных бабушек, книги, которые можно почитать, наконец - возможность регулярного посещения поликлиники. Однако, даже если ребенок находится под тщательным присмотром и родных и специалистов, это не всегда может уберечь от невнимания к ряду признаков благополучия психического развития.

Основными критериями нормального протекания онтогенеза является, как известно, соответствие определенным формальным показателям развития отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.). При этом отслеживается своевременность прохождения основных этапов развития (когда сел, встал, начал фиксировать взгляд, следить за движением игрушки, брать ее в руку, координировать движение руки и взгляда, когда появились гуление, лепет, первые слова и т.д.). Именно по этим известным признакам обычно идет оценка благополучия физического и психического развития малыша (Фигурин Н.Л., Денисова М.П., 1949; Щелованов Н.П., 1960; Аксарина Н.М., Кистяковская М.Ю., 1969).

Прохождение этапов эмоционального развития тоже может быть отслежено по таким же возрастным вехам. Однако, как правило, этому не уделяется столь большого внимания. Тревоги, пожалуй, могут возникать, если в поведении ребенка вовремя не формируются такие яркие проявления благополучности эмоционального развития, как улыбка, интерес к человеческому лицу, узнавание близких. Также естественно вызывают беспокойство малая отзывчивость на воздействия извне, выраженная пассивность в контактах с окружением, либо, наоборот чрезмерная возбудимость. Однако эти настораживающие тенденции часто расцениваются как проявление особого характера малыша - тормозимого или ранимого, впечатлительного.

Для адекватной оценки благополучия формирующейся эмоциональной сферы крайне важно, однако, заметить не только отсутствие или задержку появления какой-то обязательной поведенческой реакции, но и определить ее качество. Как это ни кажется парадоксальным, наиболее тяжелые и сложные нарушения эмоционального развития, которые возникают, например, при раннем детском аутизме и становятся очевидными к 2, 5 - 3 летнему возрасту ребенка, могут закономерно вырастать из едва уловимых, тонких признаков аффективного неблагополучия на самых ранних этапах онтогенеза. Их часто нельзя зафиксировать по каким-либо формальным критериям - так как развитие такого ребенка может вполне укладываться в границы нормы, а иногда выглядеть по ряду параметров и как опережающее. Даже очень внимательные родители не всегда могут правильно оценить своеобразные черты поведения ребенка, характер его реагирования на близких и окружение в целом. Порой значимые признаки патологических тенденций аффективного развития вначале ошибочно воспринимаются как положительные качества малыша - крайне спокойного, “удобного”, не просящегося на руки или бесстрашного.

Во многих случаях родители даже чувствуют, что с ребенком “что-то не то”, но что понять трудно: то ли такой особый характер, то ли они сами недостаточно умелы и правильны во взаимодействиях с ним. Особенно трудно это понять, когда такой ребенок первый. Осознание проблем часто начинается, когда у мамы появляется возможность сравнивать своего малыша с его сверстниками (на приеме в поликлинике, с детьми подруг, на детской площадке).

К сожалению, в большинстве таких случаев не помогает и раннее обращение к специалистам - педиатрам и невропатологам. Пока ребенок находится в младенческом возрасте, они чаще не поддерживают родительских опасений. Когда ребенок становится немного старше, а нарастающие трудности его организации начинают проявляться более явно, возникают гипотезы о возможной недостаточности интеллектуального, речевого развития, каких-то нарушений в области восприятия.

Так, когда он не реагирует достаточно на обращение, не откликается на имя - естественно первые подозрения, которые возникают - не снижен ли у него слух; если не пользуется речью - нет ли речевых нарушений. Подозрения о серьезных трудностях аффективного развития возникают, как правило, в последнюю очередь. Тем не менее эти трудности достаточно распространены и благополучие развития аффективной сферы должно отслеживаться также тщательно, как и благополучие сенсорного, моторного, речевого и интеллектуального развития. Для этого есть все возможности. Основные феномены и обязательные этапы нормального эмоционального развития маленького ребенка в общем достаточно изучены.

Наша цель состоит в том, чтобы показать формирование необходимых механизмов эмоциональной регуляции поведения (О.С.Никольская, 1990) в рамках раннего возраста. Часть из них обеспечивает последовательное приспособление ребенка к стабильным жизненным циклам; другие позволяют малышу адаптироваться к неожиданно меняющимся обстоятельствам, помогают ему обретать самостоятельность, справляться с препятствиями, опасностью. Важнейший из этих механизмов, вступающий в силу почти сразу после рождения ребенка и помогающий вызреванию всех остальных - тот, что регулирует его эмоциональные взаимоотношения сначала с близкими людьми, а затем - со сложным миром человеческих отношений, в который вступает ребенок.

Мы увидим, что всякий раз включение нового аффективного механизма в систему эмоциональной регуляции поведения ведет к временной нестабильности: появлению страхов, капризов, непослушания. Некоторые из таких моментов традиционно считаются кризисами детского развития. Их необходимо отличать от признаков настоящего неблагополучия в раннем эмоциональном развитии ребенка, приводящих к серьезным нарушениям.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.