Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Февральская и Октябрьская революции






(2 часа).

 

1. Причины Великой Российской революции 1917 г.

2. Февральская революция. Восстание в Петрограде 27 февраля и свержение самодержавия.

3. Политические кризисы весны-лета 1917 г. Корниловский мятеж.

4. Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде. II съезд Советов. Установление Советской власти в России.

5. Первые революционные преобразования большевиков.

 

 

Вопрос 1. Необходимо рассказать о сущности социально-экономических, политических противоречий накануне революции. Прежде всего таких как противоречия между крестьянами и помещиками с одной стороны, в связи с усилившейся тенденцией к расслоению общины, крестьян между собой – с другой стороны, между наёмными рабочими и буржуазией, между центром и окраиной. Показать значение первой мировой войны для судеб России, обострившей до предела её противоречия.

Раскрыть особую значимость противоречий между самодержавной формой правления и интересами прогрессивных слоёв населения. Обратить внимание на то, как проявлялись настроения, поведение классов, различных общественных групп, политических партий, союзов.

Давали ли вышеназванные и другие противоречия основания для необходимости смены модели общественного развития России?

Вопрос 2. На основании анализа первого вопроса определить была ли Февральская революция осуществлена сверху или же она явилась следствием выступления народных масс, или же была результатом сочетания того и другого.

Рассказать об основных событиях февральско-мартовских дней 1917 г. в Петрограде. Показать на примерах массовый подъём забастовочного движения. Под какими преимущественно лозунгами проходили забастовки? Рассказать о признаках углубляющегося кризиса власти. В чём суть «министерской чехарды»?

Отметить одну из важных особенностей революции – отсутствие организованного ей сопротивления. Какие причины привели к возникновению двоевластия? Раскрыть сущность новых органов власти и их отношение к проведению социально-экономических и политических преобразований. Какие партии были представлены в первом и последующих составах Временного правительства? Какова была позиция большевиков по отношению к Временному правительству? Перечислить первые социально-экономические и политические преобразования, проведённые новыми органами власти. Развитие революции на периферии.

Вопрос 3. Раскрыть причины каждого политического кризиса весны-лета 1917 г. Показать отношение к ним политических партий, реакцию народных масс, руководителей Советов, Временного правительства. Объяснить, почему Советы, имея реальную возможность взять власть мирным путём, не использовали эту возможность. Когда закончилось двоевластие? Раскрыть способно ли было Временное правительство, всех его составов, к позитивному государственному строительству, сохранению России как независимого государства. Показать в чём проявился кризис власти. Раскрыть, почему стало возможным временное единство социалистических партий и Временного правительства, что обеспечило победу над «корниловщиной», объяснить причину большевизации Советов.

Вопрос 4. На фактическом материале показать сущность кризиса, в котором оказалась страна осенью 1917 года, что стало главной причиной радикализации масс. Рассказать о вооружённом восстании в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября, итогом которого стало свержение Временного правительства. Какие органы управления восстанием были созданы большевиками? Кто осуществлял общее руководство восстанием? Роль В.И. Ленина в руководстве восстанием. Какова была степень сопротивления сил Временного правительства? Рассказать о II съезде Советов, когда он состоялся, партийный состав участников съезда, какие вопросы были рассмотрены на съезде и принятые по ним решения.

Победа большевиков в Петрограде ещё не означала победы в масштабах всей страны. Дальнейший процесс распространения власти не был лёгким и безболезненным. Рассказать как проходило становление Советской власти на местах, о действиях большевиков по завоеванию на свою сторону армии, как победила Советская власть в Москве.

Вопрос 5. При анализе первых революционных преобразований большевиков необходимо показать насколько они соответствовали настроениям масс. Рассказать о сущности первых декретов Советской власти и их значении для завоевания масс на сторону большевиков. Был ли при этом учтён большевиками негативный опыт Временного правительства. Как был решён вопрос Советской властью о форме собственности, какая форма власти была установлена в стране. Обосновать почему не удалось сформировать коалиционное правительство (СНК). Дальнейшие усилия большевиков на создание системы центральных распорядительных органов власти (ВСНХ, ВЧК и др.).

Выборы в Учредительное собрание. Роль Советов.

 

 

Источники и литература:

1. История России с древнейших времён до наших дней: Учебник. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2007. С. 587-609.

2. Горинов М.М., Горский А.А. Учебное пособие. Т. 2. М., 1998. С. 68-73, 82-83, 87-125, 133-144.

3. Киселёв А.Ф., Щагин Э.М. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. 1. М., 1998. С. 170-240, 223-287

4. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. М., 1999. С. 385-387; 389-394, 397-403. 407-413.415-418.

5. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. С. 39-70.

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Революционные события на Псковщине.

2. Личность А.Ф. Керенского.

3. Личность Николая II.

4. Красный Октябрь на Псковщине.

5. История Учредительного собрания в России.

6. Политический портрет Троцкого.

 

Литература к докладами рефератам:

 

1. Иванов С.А. Красный Октябрь на Псковщине. Л., 1984. С. 28-69.

2. Псковский край в истории России. Псков, 2000. С. С. 171-180, 191-208.

3. Псков: Очерки истории. Л.: Лениздат, 1990. С. 171-197.

4. Берберова Н.Н., А.Ф. Керенский (1881-1979) // Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. Харьков. М., 1997. С. 282-297.

5. Блохин В.Ф., Колпакова С.П. А.Ф. Керенский. Парадоксы политики: демократ и диктатор // История Отечества в портретах политических и государственных деятелей. Вып. 2. Брянск, 1993. С. 71-82.

6. Левин Н.Ф. Император Николай II в Пскове: К 80-летию отречения от престола. Псков, 1997.

7. Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб., 1994.

8. Мельгунов С.П. Судьба императора Николая II после отречения. Нью-Йорк, 1991.

9. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. СПб., 1992.

10. Ольденбург С.С. Царствование Николая II. М., 2003.

11. Иванов С.А. Большевики Псковской губернии в борьбе за победу Октябрьской революции. Псков, 1960.

12. Знаменский О.Н. Учредительное собрание. Л., 1967.

13. Иоффе Г. Третьего не дано: Почему было распущено Учредительное собрание // Переписка на исторические темы. М., 1989. С. 47-66.

14. Протасов А.Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели. М., 1997.

15. Одинцов М. Золото Льва Троцкого // Диалог. – 1998. № 10. С. 70-74.

16. Васецкий Н.А. Троцкий. Опыт политической биографии. – М., 1992.

17. Емельянов Ю. В. Троцкий: мифы и личность. М.: Вече, 2003.

 

Контрольные вопросы для проверки знаний:

 

1. По свидетельству генерала А.А. Брусилова «к февралю 1917 г. вся армия … была подготовлена к революции». Как могло произойти, что армия, которая подавила первую революцию в России, теперь стала враждебной силой?

2. Почему социалистические партии (меньшевики, эсеры), вторя массам, именовали буржуазию и дворянство своим классовым врагом, а были озабочены тем, чтобы вручить им власть?

3. Почему партия большевиков после Февраля заявив, что взяла курс на мирное развитие социалистической революции, однако, сторонники этого курса не отказывались от необходимости вооружения пролетариата и борьбы за армию?

4. Почему Временное правительство так и не сумело стать сильной властью?

5. Была ли неизбежна Великая Октябрьская социалистическая революция?

6. Возможен ли был мирный путь смены государственного строя?

7. Представители каких партий осудили действия большевиков на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов и, не получив поддержки съезда, покинули его заседание?

 

 

Термины и понятия:

 

Революционная ситуация, революция, переворот, модернизация, кризис, государственное совещание, демократическое совещание, декрет, диктатура, аннексия, контрибуция

Г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.