Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






трактат о гражданском правлении — сочинение Локка (1690).






" ТРАКТАТ О ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЛЕНИИ" — сочинение Локка (1690). Книга, анонимно изданная в Лондоне, была озаглавлена " Два трактата о правлении". В первом из них Локк критиковал ложные, по его мне­нию, политические принципы Р.Филмера и его учеников; полное же название второго — " Опыт о происхождении, пределах власти и целях гражданского правления". Вто­рой трактат посвящен проблеме источников, области ис­следования и принципов истинного философского уче­ния о политике. Фигурант критики Локка Филмер оправ­дывал существование абсолютной монархической власти божественным правом: король-де получает власть непо­средственно от Бога. Центральный его тезис — сравне­ние власти монарха с родительской властью. Бог доверил Адаму, затем Каину и — подобным же образом — через много поколений их законному преемнику Карлу II суве­ренную власть над внутренней и внешней политикой страны. Идея о том, что человек от природы является гос­подином самому себе, лишена смысла. Поскольку все люди должны подчиняться родителям, постольку король избран Богом, чтобы быть отцом своему народу. Локк строит философское опровержение идей Филмера на том, что недопустимо выводить принципы правления из поло­жений, противоречащих здравому смыслу, опыту и не со-

ответствующих природе вещей. Локк предлагает (вслед за Спинозой) различать то, что установлено Богом, и то, что зависит от человеческой воли: "...необходимо найти другой источник возникновения правления, другие корни политической власти и другой способ назначать и опре­делять людей, которые должны ею обладать, — не те, что называет сэр Роберт Филмер". Локк убежден, что ошибка Филмера заключается в том, что он не проводит различия между человеком и животными, у которых действитель­но существует право сильного. Локк определяет граждан­ское правление как право принимать законы и заставлять их выполнять, при необходимости прибегая к силе и пра­восудию, но единственно лишь на благо общества. Имен­но в " Т.оГ.П." впервые выражены основы идеологии об­щественных интересов. В отличие от Гоббса, Локк не считает природное состояние лишь мифом, удобным для теоретических рассуждений. Это состояние действитель­но существовало, и при нем все люди были равны и сво­бодны. Это первоначальное состояние равенства и свобо­ды опиралось на здравый смысл. Столкновения людей друг с другом и отказ от свободы и равенства, по Локку, противоречат их природе. Война и рабство открыли для человека возможность подчинения себе подобных. Эта человеческая слабость, положившая конец природному состоянию, основанному на равенстве и свободе, привела к необходимости создания гражданского общества на на­чалах разума и опыта. Этот переход от естественного со­стояния к гражданскому обществу произошел по взаим­ной договоренности: соглашение об образовании граж­данского общества принимается на основе свободного согласия всех, кто в нем участвует. Люди соглашаются от­казаться от своей естественной свободы и права самим осуществлять правосудие. Они доверяют это право ново­му обществу, образующемуся по согласию большинства из них. В результате общественного договора образуется государство, исполняющее единую волю. В основе тео­рии автора " Т.оГ.П." лежит критика абсолютной власти государя, осуществляемой вопреки воле большинства граждан. Локк выступает против произвола, отрицающе­го естественное право. Свободу он ограничивает рамка­ми гражданского общества, развивающегося с учетом об­щественных интересов. Для Локка в " Т.оГ.П." важен не режим правления, а организация власти в рамках этого режима. Он выступает против абсолютизма и злоупо­треблений властью со стороны должностных лиц, а так­же он исследует разделение властей в государстве. По мысли Локка, власть законодательная должна быть не­сменяемой и священной. Это она формирует государство, обеспечивает его существование и единство. Задача зако­нодательной власти: разработать систему гражданских законов, определяющих условия благосостояния и счас­тья граждан. На исполнительной власти лежит обязан-

ность применять законы. Она обладает правом практиче­ского действия, а значит, исправления недостатков и тол­кования недостаточно ясных законов, опираясь при этом на здравый смысл. Судебная власть не изолирована от остальных ветвей власти. Не существуя в естественном состоянии, она появляется только в гражданском общест­ве. Теория общественных институтов Локка касается больше этических, чем организационных проблем. Фило­соф рассматривает функции властей. Для него важно, в первую очередь, чтобы эти функции реализовывались в соответствии с главным принципом: обеспечение благо­состояния общества. Одна из главных проблем, сформу­лированных в " Т.оГ.П.", — определение границ полномо­чий власти. Локк считает, что необходимым условием си­лы политической власти является народная поддержка. Когда суверен лишается народного доверия, возникает угроза самим основам государства. Локк согласен с тем, что, если государь — тиран и правит лишь в собственных интересах, то народ освобождается от обязанности ему повиноваться. В этом случае народ имеет законное право сопротивляться власти. Не одобряя цареубийства, Локк предложил установить в этом случае самостоятельность народа в вопросах законодательства. Народ должен из­брать новое правительство и поручить ему принять зако­ны, служащие интересам общества. Ведь сущность поли­тики состоит именно в обеспечении всеобщего блага. Локк не ставил перед собой задачу создать общую фило­софскую теорию политики, размышляя лишь о том, что возможно. " Т.оГ.П." дал новый толчок свободной мысли Англии. И либералы, и консерваторы признавали автори­тет Локка. Перед его памятником люди опускались на ко­лени, а интеллектуалы устанавливали статуи Локка у се­бя в саду. Епископ Уорбертон назвал его в журнале " Спектейтор" " честью нынешнего века и учителем века грядущего, славой нации". Вольтер пишет в своем Три­надцатом философском письме (1734), что англичане на­шли в трактатах Локка обоснование республиканской монархии. Члены революционного Учредительного со­брания во Франции позаимствовали у Локка даже сам лозунг Республики: Свобода, Равенство, Братство. (Французский перевод его книги вышел за период с 1724 по 1795 в семи изданиях.) Книгой Локка подсказаны и идеи гарантий личной свободы, свободы совести, права на собственность и на труд. Декларация прав граждани­на, принятая в июне 1776, во многом повторяет основ­ные положения учения философа и фактически пред­ставляет собой синтез его идей. Этот текст, послужив­ший, в свою очередь, образцом для Декларации прав че­ловека и гражданина, сделал Локка одним из тех филосо­фов, которые оставили заметный след в политической истории общества.

A.A. Грицанов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.