Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право в переход от капитализма к социализму







 


низовые звенья кооперации, тогда же льготы по подоходному налогу были распространены на все виды кооперативов. На­логовые льготы получили также различные кустарно-про­мысловые товарищества и артели мелких производителей.

В сфере налоговой политики главными объектами стано­вились государственные хозрасчетные предприятия и част­нокапиталистические предприятия. В отношении первых закон использовал фиксированные ставки налогов, стремясь превратить обложение не только в источник получения средств для народного хозяйства, но и в стимул для интенси­фикации хозяйственных процессов. В отношении же частно­капиталистических предприятий налог постепенно превра­щался в пресс, вытесняющий их из экономики. Налоговая система в ходе нэпа изменила свою ориентацию — от охвата большего числа субъектов к обложению групп с высокой до­ходностью. Значительную роль при этом играли практика и возрастание доли, приходящейся на местные налоги. При относительно небольшой численности «новой буржуазии» налоговая тяжесть, ложившаяся на эту группу, постоянно воз­растала.

Административные формы регулирования экономики особенно широко применялись в первые месяцы нэпа. Стремление ограничить конкурировавший с товарообменом частный торговый оборот потребовало предоставления местным органам значительных административных полно­мочий. Продовольственные комиссары на местах получили право запрещать торговлю в отдельных районах (если там не выполнялись обязательства по сбору налогов). Исполкомы контролировали проезд торговцев по железным дорогам. В ряде губерний проводилось закрытие рынков милицией. От­дельные районы страны бронировались исключительно под государственные заготовки, и торговля в них запрещалась. Проводились конфискация и снос рыночных построек. Од­нако с развитием товарооборота пришлось пересмотреть многие аспекты административного регулирования торгов­ли и предпринимательства.

Установка Девятого съезда Советов, ориентирующая на экономические и правовые факторы регулирования, привела к сокращению чисто административных мер. С переходом к нэпу эти меры начинают выполнять не столько запретитель-


 

IX.

 


 


но-разрешительные функции, сколько контрольные. Вместе с тем основной сферой применения административного ре­гулирования становится обобществленный (плановый) сек­тор экономики. Административные акты, с помощью кото­рых государство воздействовало на товарный оборот, по ха­рактеру и содержанию делились на: общие акты, устанавли­вающие основы торгового оборота (круг субъектов и объек­тов оборота); акты, относящиеся к технической стороне тор­говой деятельности (о регистрации, порядке ведения опера­ций и т. п.); акты, издававшиеся с целью воздействовать на рынок путем внесения планового начала (например, регули­рование цен).

Регистрация частных предприятий осуществлялась внача­ле отделами управления исполкомов, затем с 1922 г. отделами милиции. В октябре 1924 г. контрольно-регистрационные функции были переданы финансовым органам. Быстрое раз­витие товарооборота потребовало унификации регистраци­онного порядка. Вместе с тем появление новых организаци­онных форм хозяйствования (акционерные и смешанные об­щества) потребовало создания и специальных администра­тивных органов. В апреле 1922 г. был образован Главный Комитет по делам о концессиях и акционерных обществах. В августе 1923 г. дела об акционерных (без участия иностранно­го капитала) обществах были переданы Экономическому Со­вещанию РСФСР, а Главконцесском сосредоточил свою дея­тельность в сфере концессий.

Единый порядок регистрации предприятий был установ­лен Положением о торговой регистрации (октябрь 1925 г.). Для частных лиц право владения предприятием признава­лось законом лишь в случае его своевременной регистрации.

В октябре и декабре 1921 г. были приняты декреты СНК, устанавливающие ответственность за уклонение от дачи и дачу ложных сведений о деятельности хозяйственного пред­приятия. В марте 1922 г. СТО принял постановление «Об отчетности государственных, кооперативных и частных предприятий» перед ВСНХ и ЦСУ. В октябре 1922 г. СТО обязал частные предприятия делать публичные отчеты (в газете «Экономическая жизнь») о своей деятельности: о балансах, основном капитале, о типе товарищества, соста­ве участников, юридическом адресе и т. п., а также частные банки, акционерные общества, ОВК и арендованные пред-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.