Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иисус – образец лидера






 

Послание к Евреям 12: 2 призывает нас взирать на Иисуса. Оннаш Искупитель, но Он также наш пример. Он служит не только образцом безупречной жизни, высокой морали и люб­ви по отношению к людям. Во всем этом не было никого, как Он. Но Своей жизнью Он также являет пример того, как долж­но исполняться то, о чем Он проповедует. Он самый прекрас­ный пример лидера за всю историю. Можно научиться па при­мере многих лидеров в истории и вывести принципы на осно­вании их поведения, но никто из них не сравнится с Иисусом как в своей жизни, так и в способности служить примером. Он полностью Ног и человек. Являясь таковым, Он может показывать, Кто такой Бог и что такое настоящий человек. Лидерство является составной частью человеческой жизни, и нет никого, кто лучше Иисуса подходил бы для того, чтобы показать суть лидерства и его назначение. Другие образцы лидеров, какими бы гениальными и эффективными они пи представлялись, тем пли иным образом несут па себе отпечаток грехопадения и человеческих недостатков и несовершенств. Это отражается на их мотивах, методах, исполнительности и вытекающих пос­ледствиях. Даже у самых выдающихся и известных лидеров были свои темные стороны личности, неправильные моти­вы или неосвященная жизнь. Только у Иисуса все это чисто, цельно и по-настоящему. Это ни в коей мере не метает нам учиться у лидеров истории или современности, будь то госу­дарственные деятели, философы, военные, бизнесмены или приверженцы различных идеи. Они могут давать общие при­нципы и примеры, которые проливают свет на лидерство, но они тускнеют по сравнению с Учителем из Назарета.

 

Осознание призвания

 

Первое, что бросается в глаза, это осознание Иисусом Своего призвания. Он знает, Кто Он, откуда пришел, куда направля­ется и какова Его миссия. В Послании к Евреям 10: 7 о Нем говорится: «Тогда Я сказал: вот, иду, как м начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Ноже». В Евангелии от Иоанна 10: 21 Иисус говорит ученикам: «...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Он до конца осознает, Кому Он служит, и Он не только дает ученикам поручение, но и пере­дает это сильное чувство осознания призвания и понимание того, Кто их посылает.

В Евангелии от Иоанна (гл. 17) очень сильно видно, что Иисус осознает Свое призвание. В четвертом стихе Он гово­рит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Он знает, что часть Его миссии вы­полнена. В тринадцатом стихе Он говорит: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире...» Он знает точно, что должно про­изойти и куда Он направляется. Цель – как крест, так и сла­ва – стояла ясно у Него перед глазами. Иисус был целеустрем­ленным как никто другой. Теперь Он подошел к концу Своего земного призвания, и исполненное Им нужно было передать ученикам. В Евангелии от Иоанна 17: 8 Иисус молится за них гак: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня». В молитве Он передает Своих учеников Отцу и знает, что теперь Он завершил эту часть Своего служе­ния. Отсюда можно заключить, насколько важным было для Иисуса подчеркнуть роль ученичества. Он был не просто про­поведником, целителем, пророком пли учителем. Он готовил учеником. Он знал, что, каким бы успешным Он ни был, Его работа не может быть выполнена, если Его ученики не продол­жат ее. Таким образом, подготовка учеником была основным вопросом для Иисуса. Для Него этобыло важнее, чем это хоте­ли признавать христиане во все времена.

Перед тем как Иисус оставляет Своих учеников и возвра­щается к Своему Отцу на небеса, Он дает им последнее поруче­ние, миссионерское поручение. В Великом поручении Он ясно говорит: «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28: 19). После того как люди из всех народов покаются и поверят в Иисуса, нужно сделать их учениками. Вот на чем стоит ударение! А как это произойдет? Так же, как это делал Иисус. Вот почему важно понять, почему Иисус подчеркивал ученичество, и вы­яснить, как Он готовил учеников. Его модель самая лучшая.

 

Образец подготовки учеников

 

1. Иисус начинал с того, что набирал Себе учеников. В Евангелии от Матфея 4: 18-22 Иисус призывает Своих учеников. Он говорит им следовать за Ним, а Он сделает их ловцами человеков. Они отзываются на этот призыв. Они не просто откликаются на призыв проповедника, который обе­щает им благословения. Они не просто сидят на скамейке и поглощают богослужение. Нет, им брошен вызов оставить сети и последовать за Ним. Это что-то действенное, револю­ционное, что требует от них жертв. Они должны оставить все и последовать за Ним. Это отличает учеников от членов церк­ви. Иисус никогда не говорит о членах, а только об учениках. Ученик – это человек, который следует за учителем и имеет желание учиться у него. Учитель готов делиться с учеником опытом, знаниями и умениями, чтобы обучить его ремеслу, которым владеет сам. Это может касаться плотника или художника, электрика или пекаря. Чтобы ремесло могло передаваться дальше и не пропали умения и секреты ремесла, необходимы ученики. Со своей стороны, ученик должен следовать за наставником, иметь желание, рвение, быть понятливым и послуш­ным. Наставник решает, когда подмастерье, или ученик, уже всему научился. Именно этим занимался Иисус. Его «ремесло» заключалось в спасении, и Он хотел обучить Своих учеников тому же ремеслу – приобретать людей. У этого ремесла две стороны. Одна сторона – евангелизация. Вторая сторона – это совершенствование внутренней жизни. Иисус учил Своих учеников обеим сторонам ученичества – внешней и внутрен­ней. Он готовил их путем обучения и личного примера.

Интересно заметить, что Иисус, исцеляя больных, часто произносил короткую молитву или просто приказывал бо­лезни уйти. А когда Он должен был выбрать учеников, Он, на­оборот, молился целую ночь (Лк. 6: 12-13). Двенадцать чело­век, на которых указал Ему Отец, были людьми, с которыми Ему предстояло по-особому разделять Свело жизнь. Они сто­яли для Него на первом месте и проходили самый интенсивный процесс подготовки. Это не имеет никакого отношения к элитарности. Ученики не были лучше или способнее других. Скорее всего, они испытывали более сильную жажду по Ногу, но у каждого из них были свои недостатки и изъяны. В наше время с его требованиями справедливости и равноправия у некоторых это может вызвать возмущение, но факт остается фактом – такой была модель у Иисуса. Он не намеревался со­здать элитарную иерархию, но хотел эффективно послужить как можно большему числу людей. Видя одного ученика, Иисус видел перед Собой весь мир. Он знал, что если смо­жет подготовить одного человека, то тот сможет передать это дальше, и наконец так можно будет достичь весь мир. И бесспорно Иисус добился больших успехов. Он достиг весь мир посредством одиннадцати (один отпал), которых Он оставил после Себя, вернувшись к Отцу. Все сотни миллионов людей, которые уверовали в Иисуса, сделали это благодаря тому, что Он подготовил учеников, которые, в свою очередь, подгото­вили еще учеников, которые, в свою очередь, тоже подготови­ли учеников. В этом заключена потрясающая взрывная сила. Это сильнее проповеди более или менее пассивной массе слу­шателей, после которой идешь домой. На чем бы мы ни дела­ли акцент – на проповеди, прославлении, ходатайственной молитве или Вечере, – этого недостаточно. Иисус подчерки­вал тренировку, воспитание и высылку учеников.

2. Как Иисус готовил Своих учеников. Иисус в основном использовал три метода подготовки.

А. Проповедь и учение.

Проповедовать – значит провозглашать. Учить – значит объяснять. Иисус делал то и другое. Он вернулся в Галилею в силе Духа. «Мосле же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Пожне: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 14-15). Он провозглашал и попадал прямо в сердце людей. Он не поль­зовался сложными теологическими формулировками, анали­зами или определениями. Он просто и прямо говорил слова в бытовые ситуации людей. Тем не менее Он говорил со влас­тью (Мк. 1: 27). Ученики удивлялись Ему, потому что никогда раньше не слышали такой проповеди. Вначале они наверняка не знали, что одной из целей, которую преследовал Иисус, было научить их, как им позднее нужно будет проповедовать. То, что Он учил их, тоже входило в этот метод тренировки. Во всех Евангелиях мы видим ряд проповедей, которые Он читал Своим ученикам. Это же относится и к Нагорной проповеди: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их...» (Мф. 5: 1, 2). Когда Иисус учил, Он пользовался простыми ил­люстрациями из жизни. Он говорил о ветре, поде, земле, сеянии и жатве, о виноградной лозе и о многом другом, что было близко людям. Примечательно, как мало теологических опре­делений и академического аналитического языка Он исполь­зовал. Даже в этом Он служит образцом для нас. Он говорил притчами, чтобы позднее истолковывать их Своим ученикам, потому что Он считал, что многие, «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13: 13).

Б. Иисус служил образцом и примером во всем. В Евангелии от Иоанна 13: 15 Он говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Одно, что Иисус постоянно хотел передать Своим ученикам, это жизнь в вере. Вера – это упование. Это уверенность в том, чего не видишь (Евр. 11: 1). Раз за разом Он помещал учеников в раз­личные ситуации, в которых испытывалась и развивалась их вера. Сам Он день ото дня жил в посвящении, доверии и послушании Богу. В Евангелии от Иоанна 5: 30 Он говорит:

«Я ничего не могу творить Сим от Себя. Как вижу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».

В девятнадцатом стихе Он говорит: «...Сын ничего не мо­жет творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также». От такого доверитель­ного общения Отца с Сыном, должно быть, ученики потеряли дар речи. У кого-нибудь разве было когда-нибудь такое обще­ние с Богом? Иисус демонстрирует его, когда разговаривает с женщиной у колодца около города Сихарь. Ученики понимают лишь немногое из этого. Они отправляются раздобыть пишу. Л когда они возвращаются, Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4: 34). Благодаря тому, что Иисус находился в послу­шании Отцу, у Него было твердое упование на Бога. Он всегда был готов жить нс ради Себя и без колебаний исполнял волю Отца. Воля Отца служила Ему пищей, она служила Ему источником силы и энергии, радости и удовлетворения. Способ­ность жить таким образом вызывала у учеников восхищение. Необходимо отметить, что Иисус служил примером не только во внешних методах, но прежде всего во внутренней жизни и отношениях с Отцом. Только тот, кто слушается Бога, может иметь глубокое общение с Ним и переживать Его присутствие и мир. Иисус постоянно ощущал это в Своей жизни. Оттуда Он черпал силы и откровение. Неудивительно, что о Нем го­ворили: «Что это за новое учение с такой властью? Он даже повелевает нечистым духам, и они слушаются Его».

Одним из случаев, когда Иисус хотел на собственном при­мере укрепить веру учеников, был случай, когда Он сказал им отправиться на лодке на другой берег Геннисаретского озера. Началась буря, а Иисус спокойно спал. Ученики запаниковали. Они разбудили Его, и Он успокоил бурю, но потом спросил их: «...что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4: 40).

Значительная часть служения Иисуса была посвящена обучению учеников на собственном примере. Чаще всего Иисус брал с Собой троих учеников, которые были Ему ближе всех. Это Симон Петр, Иаков и Иоанн (см. Мк. 5: 37). Иногда Он брал с Собой только Петра. Своими делами, отношением, словами и всем Своим существом Он показывал, что такое Божье Царство и как оно должно распространяться.

Когда в Гефсимании Петр отрубил ухо Малку, рабу перво­священника, Иисус тут же исцелил его. Когда Его обвиняли, Он не защищался. Когда люди были голодны, Он давал им пищу. Он исцелял больных, освобождал бесноватых и воскре­шал мертвых. Петру посчастливилось ходить с Ним и быть свидетелем воскресения из мертвых дочери Иаира (см. Мк. 5: 35-43). Позднее Петр участвовал в аналогичном происшест­вии, когда он сам воскресил Тавифу из мертвых (см. Дели. 9: 40). Он никогда бы не смог сделать этого, если бы не увидел, как это сделал Иисус в доме у Иаира.

В. Иисус посыпал учеников на практику.

Когда Иисус посылал учеников, Он делегировал им власть. Он позвал их к Себе и дал им власть над всеми злыми духа­ми и силу исцелять болезни, а затем послал их проповедовать Божье Царство и исцелять больных (см. Лк. 9: 1-2). Часто Он посылал их в места, которые позднее собирался посетить Сам (см. Лк. 10: 1). Когда ученики выходили таким образом, они были потрясены происходящим во имя Иисуса. Они возвра­щались к Нему в полном изумлении. В Евангелии от Луки (10: 17) семьдесят учеников вернулись радостные и рассказа­ли: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». После того как ученики вернулись, Иисус сел с ними вместе и оценил сказанное и сделанное ими (см. Мк. 6: 30). Иногда Он поправ­лял их, а иногда вдохновлял. Когда Он увидел, что у них было искушение слишком сильно радоваться зрелищным результа­там, Он тут же слегка подкорректировал их и призвал их боль­ше радоваться о Небесном Царстве (см. Лк. 10: 20).

Делегировать власть – значит передавать ответствен­ность. Ученики не были просто пассивными слушателями или восторженными поклонниками. Они следовали за Иисусом, чтобы проходить подготовку к служению. То, что их послали одних, не означало окончания подготовки. Это было частью тренировки, чтобы они совершенствовались и шлифовались и прежде всего имели не просто теоретическую веру, а живой опыт и переживание. Наверняка они делали немало ошибок. Их отношение тоже не всегда было правильным. Иаков и Иоанн собирались призвать огонь с неба на деревню, жите­ли которой не захотели принять Иисуса. Фома вообще ни за что не хотел возвращаться в Иудею, когда пришли известия о смерти Лазаря. Они не раз ссорились или сравнивали себя друг с другом, пытаясь разобраться, кто из них самый совершенный и духовный. Иисусу приходилось иметь дело со всем этим, пока они ходили с Ним и Он посылал их с различными пору­чениями. Они проходили подготовку прямо на рабочем месте, в реальной жизни. Этот метод работы – иметь команду, кото­рая вместе разделяет будни и тренируется, посылается и затем возвращается для оценки работы, замечаний и ободрения – во многих местах канул в Лету. Многие верующие стали ду­ховными потребителями, которые живут только посредством духовных избранных звезд, а те за них совершают подвиги. Не подобие Христу и ученичество, а покой, отдых, наслаждения и сильные ощущения становятся целью жизни. Это делает их пассивными и безразличными, что является опасным для них и лишает их силы. Слабость мешает им по-настоящему по­нять смысл христианской жизни – полностью посвятить себя Иисусу на Его условиях и на самом деле стать Его учеником. Как ученик я должен приветствовать регулярную тренировку, дисциплину и воспитание в моей духовной жизни. Сегодня, возможно, больше чем когда-либо, возникла необходимость в полном изменении нашего образа мыслей, чтобы Тело Христа могло быть натренировано, как армия, и каждого из нас можно было послать исполнять миссионерское поручение.

3. Как Иисус служил людям.

Служение Иисуса было активным и публичным. Он постоян­но находился в сутолоке, среди людей, и Он удалялся от них один или имеете с учениками только для того, чтобы почерп­нуть силу у Отца и потом с новыми силами и мудростью еще лучше послужит!) людям.

Иисус создал команду, чтобы эффективнее служить лю­дям и чтобы после Его возвращения на небо Божье Царство распространялось на земле через Его учеников. Его служение здесь, на земле, до искупления на кресте, заключалось в том, чтобы провозглашать и учить о Божьем Царстве и демонстри­ровать его. В Евангелии от Матфея 9: 35 говорится: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, пропо­ведуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Его служение было подвижным и гибким. С одной стороны, оно варьировало между проповедью и учени­ем. С другой, Иисус был мобильным и достигал как большие, так и маленькие места, и повсюду Он восполнял конкретные нужды. Он шел к людям, где бы они ни находились. Он делал это по одной причине: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9: 36). Сердце Иисуса сострадало к ситуаци­ям людей как физически, так и духовно, поэтому Он проявлял к ним милосердие. Он исцелял больных, утешал и подкреплял их всевозможными способами. Когда Его сердце простиралось к этим измученным людям, Он ясно видел, в чем их проблема. Они были «как овцы, не имеющие пастыря». Иными словами, их муки и проблемы являлись результатом недостатка в ли­дерах. Вот почему Иисус не посвящал все Свое время только тому, чтобы исцелять больных, но Он призывал Своих учени­ков участвовать в этом. Когда в Евангелии от Матфея 9: 37-38 Он говорит: «...жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою», – Он меняет приоритеты. Чаще всего мы молимся о пробужде­нии. Иисус знал, что пробуждение – жатва – уже пришло. Не в этом основная проблема, хотя часто мы именно так и дума­ем. Проблема в делателях, лидерах. Отсутствие пробуждения объясняется нехваткой лидеров. Когда у нас будут лидеры, пас­тыри, можно будет подготовить делателей и собрать жатву. В Евангелии от Иоанна 4: 35 Иисус вдохновляет учеников: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? а Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Часто мы недоумеваем, где жатва. Иисус говорит, что mы увидим ее, если поднимем взор. Итак, проблема не в урожае, а в работниках. Без делателей можно сколько угодно молиться о пробуждении, но когда оно наконец придет, мы окажемся совершенно не подготовлен­ными к нему. Господь не допустит, чтобы урожай погиб из-за того, что мы не подготовлены и не натренированы. Вот почему Иисус просил учеников молиться о делателях. Затем Он дал им власть идти на эту жатву (см. Мф. 10: 1).

 

Специальная подготовка под руководством Иисуса

 

Мы уже упоминали о том, что Иисус сформировал команду. Сделав это, Он в то же время сохранил индивидуальный под­ход. У Него было двенадцать учеников, но также и семьдесят. У Него было три человека среди двенадцати, которым Он уде­лял особенно много времени, как, например, на горе Преоб­ражения и в Гефсимании. У Него был один человек, Петр, из­бранный для особого служения лидера. Многое делалось при участии 11етра, и в данной книге мы не будем останавливаться на этой теме, но все же стоит упомянуть, что Иисус особо го­товил его для его будущей задачи. Призывая Петра, Он сказал ему: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» (Ин. 1.42). Те же слова повторяют­ся вновь, когда Петр исповедует Иисуса Мессией (см. Мф. 16: 16-18). Пег сомнения в том, что исповедание Петром Иису­са как Мессии и сам Петр были частью того камня, на котором должна была строиться Церковь. У него также было особое место лидера в вопросах созидания Церкви в будущем. Имен­но Негру Иисус сказал о том, что его будут просеивать особо (см. Лк. 22: 31). Именно Петра Он восстановил, и ему же дал особое назначение (см. Ин. 21: 15-18). Женщинам, увидевшим пустую могилу, было поручено передать особое приветствие Петру (см. Мк. 16: 7). Именно cm проповедовал в день Пятидесятницы (см. Деян. гл. 2). И именно он первым проповедовал язычникам в Кесарии (см. Деян. гл. 10).

Здесь заключается один принцип: особое служение требует особой близости с Иисусом. Чем больше проблем и трудностей вам предстоит преодолеть, тем больше вы нуждаетесь в осо­бой подготовке у Иисуса. Немногим хватает сил пройти это, и многие сдаются, когда им становится слишком тяжело. Петр отрекся от Иисуса, но все же вернулся к Нему. Порой он оши­бался, и Павлу пришлось даже публично сделать ему замечание (Гал. гл. 2), но все же он никогда не отступал. Он довел до конца то, о чем просил его Господь. Тренировка, которую он прошел у Иисуса, оказалась решающей для его успеха. Время, которое Господь проводил с ним лично, определило его духовным рост.

 

Отношение слуги

 

Иисус не только готовил Своих учеников для служения. Он служил им и восполнял их личные нужды. В Евангелии от Иоанна (13: 1-4) мы видим, как Он моет им ноги. Иисус показывает, что, руководя командой, Он полностью посвящен служению им в любви. Он называет их «Своими», не с собственностью, а сферой ответственности, заботиться о ко юрой поручил Ему Бог. Он прекрасно понимает, что Он их Учитель, а не член команды, тем не менее, у Него нет барских замашек. В Евангелии от Иоанна (13: 13-15) говорится:

«Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я лал вам».

Это двойственное положение, должно быть, оказало сильное влияние на учеников. Они были не только слуша­телями проповедей и свидетелями чудес и знамений, но Иисус присутствовал и участвовал в каждой мелочи будней, тщательно исследовал их и Своим примером являл высокий образец. lice это было частью подготовки учеников, чтобы они не просто стали умелыми в передаче послания, но и сами являли собой это послание. Они должны были не просто провозглашать Христа. Они должны были стать подобными Христу. Этот процесс требовал времени и сил и ставил перед ними огромные задачи. Должно быть, ученики не раз ощу­щали растерянность, им было неловко за свое плотское пове­дение. Порой Иисус разоблачал неверие в их жизни, напри­мер, когда человек привел к Нему одержимого сына и сказал, что ученики не смогли изгнать из него нечистого духа (см. Мф. 9: 14-29). Еще одним примером служит случай, когда Иисус спросил учеников, о чем они разговаривали по доро­ге (см. Мк. 9: 33-37). Они просто потеряли дар речи и были изобличены до глубины души, когда Иисус начал учить их о том, что в Божьем Царстве не так, как в этом мире, где люди соревнуются друг с другом и где власть имеющие правят все­ми. Они же должны были уподобиться маленькому ребенку, которого Он взял на руки и привел в качестве наглядного примера.

 

Многогранность Иисуса

 

У Иисуса были разные способы общения с различными типа­ми людей. С учениками Он говорил одним способом, а с на­родом – другим. Послание было одним, но методы разные. Он мел быть строгим и требовательным с учениками, ведь они находились под Его присмотром и учились у Него. Он всегда обсуждал с ними то, о чем говорил или что делал вмес­те с ними. Он ободрял людей, которые искали Его помощи, кем бы они ни были, и они всегда получали от Него помощь. Никто не уходил домой с пустыми руками или разочарован­ным. Никто не чувствовал себя оставленным без внимания или отвергнутым. Иисус приберегал самые суровые слова для тех, кто был Его противником, – для фарисеев. Он никогда не обращался к ним, желая им зла, и не пытался отомстить. Он изъяснялся очень ясно и говорил проникновенные ело на (см. Мф. 23: 1-36). Иисус был многогранным и знал, что нужно сказать в самых различных ситуациях, чтобы оказать максимальную помощь. Это относилось далее к Еговрагам, которых Он простил, сказав: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Ученики проходят проверку

 

Мы уже упоминали, что Иисус проверял Своих учеников. Тесты бывают во всех школах, и без них не состоится ни один экзамен. Когда Иисус спал в лодке во время шторма, Он испы­тывал Своих учеников. Тест выяснил, где они находятся в своем хождении в вере. Они не так много достигли, как им каза­лось. Их внутренняя жизнь не соответствовала их внешнему положению, поэтому Иисусу пришлось продолжить работу с ними. Во время раздачи пищи пяти тысячам Он опять прове­рял их. Здесь речь шла о том, чтобы не дать видимому ограни­чить себя, но верить в то, что Бог может умножить малое и что сверхъестественные ресурсы всегда в нашем распоряжении.

Иисус считал важным научить учеников не ограничи­ваться своими естественными обстоятельствами или увиден­ным в настоящий момент, поскольку их жизнь должна быть жизнью вызовов и обстоятельства будут всегда против них. Когда женщина, у которой болела дочь, подошла к ученикам, они хотели избавиться от нее и, скорее всего, вместе с ней от проблем (см. Мф. 15: 21-23). Иисус не мог смириться с этим, и ученикам пришлось усвоить, что вера женщины-язычницы угодила Ему и что Он был исполнен любви, в то время как они относились к людям безучастно или предвзято. То же самое произошло и тогда, когда ученики попытались остановить детей или человека, который исцелял и освобождал во имя Иисус, но не ходил с учениками. Им постоянно приходилось пересматривать свое отношение, приоритеты, методы работы и принципы. Каждый день Иисус бросал им вызов и посте­пенно вкладывал в их сердца принципы Божьего Царства. Поскольку они были учениками, Он знал, что они должны формироваться постепенно. За одну неделю невозможно под­готовиться к экзамену.

 

Иисус решал проблемы

 

Иисусу постоянно приходилось разбираться с различными проблемами в жизни учеников. Речь то и дело заходила о неверии, страхе, эгоизме, высокомерии, манипуляции, амби­циях, узости мышления, унынии, соперничестве, гневе, нега­тивизме, элитарности, равнодушии, отсутствии любви, непо­нимании, духовной инертности, неумении понять духовные вещи, скептицизме, традиционализме, предрассудках, невер­ных толкованиях, желании угодить людям, трусости, преда­тельстве или вероотступничестве. При всем этом Он служил им и не потерял ни одного из них, «кроме сына погибели», Иуды, чтобы исполнилось Писание (см. Ин. 17: 12).

 

Почему ученики остались

 

Было что-то такое в Иисусе, что заставляло учеников держать­ся вместе с Ним, даже когда все оставили Его. Когда Он загово­рил о том, что нужно есть К го плоть и пить Его Кровь, многие ушли от Него, потому что это были жестокие и непонятные слова. Вместо того чтобы мстить или стать более мягким, что­бы удержать массы, чего как раз ожидали от Него ученики, Он поинтересовался у них, не хотят ли они тоже оставить Его. Он никогда не держался ни за кого мертвой хваткой. Каждому предоставлялась свобода уйти в любое время. Петр, который чаще всего высказывался поспешнее всех, сказал: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68). Они оставались с Иисусом из убежденности Духа и по доброй воле. Иногда религиозные структуры держат людей в тисках, и они не имеют права уйти, или им не хватает смелости сде­лать это. Бывает, это заходит так далеко, что целая вечность требуется на то, чтобы получить рекомендации и разрешение уйти, и те, кто уходит, становятся объектом злословия. Иисус никогда не вел Себя так. Те, кто следовал за Ним, могли оста­вить Его в любую минуту. Он не нуждался в Них ради Себя, но Он жил ради них. Учет членов церкви и статистика нужны не для того, чтобы деноминация или организация выгодно смотрелись, а для того, чтобы лидеры могли назидать людей. Если некоторые уйдут, то не стоит расстраиваться. Наоборот, нужно убедиться в том, все ли было сделано для людей наи­лучшим образом. Самое важное – это их благополучие, а не размеры церкви.

 

Иерархия – служение

 

Необходимо сказать несколько слои об иерархии и служении людям. В наше время, как я уже упоминал, слово иерархия часто несет негативный смысл. В Библии и жизни Иисуса, напротив, можно увидеть ясное проявление иерархическо­го порядка (см. Ин. 5: 19, 30; 6: 38). Проблема не в иерархи­ческом порядке, а в том, какая у него сущность и каким ду­хом она наполнена. Нет сомнения в том, что Иисус во всем подчинялся Своему Отцу. но это подчинение строилось па совершенной любви и добровольном посвящении. -Только потому, что Иисус был подчинен Отцу из любви и по доб­рой воле, Он мог передавать это другим и ожидать того же от Своих учеников. Он был Учителем, а они были учениками, которые следовали за Ним и слушались Его. Структура представляла собой иерархию, но она была исполнена не­жной любви со стороны Иисуса. Он бодрствовал над ними (см. Ин. 17: 12). Он служил им, когда мыл им ноги (см. Ин. 13: 4, 5). Он молился за них (см. Ин. 17). Он восстанавливал их после их падений, сомнений, разочарований и (в случае с Петром) предательства (см. Ин. 21: 15-19).

 

Четкие рабочие задачи и цели

 

В процесс тренировки учеников входило получение конк­ретных рабочих заданий и изложение целей. Иисус действо­вал очень конкретно и продуманно. Он дал им конкретную задачу – исцелять больных. В Евангелии от Матфея 10: 8 говорится: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». Конкретнее сказать уже невозможно. Одна из проблем в работе церкви сегодня – это большой недоста­ток в конкретной постановке целей и конкретизации рабо­чих задач. Иисус четко формулировал и то и другое. Он мог сказать: «...вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он» (Лк. 22: 10). Он давал им конкретные задания по работе, за которыми можно было проследить, и которым можно было дать оценку, так что становилось оче­видным, что задача па самом деле выполнена. Он ставил перед ними ясные цели. В Евангелии от Матфея (28: 19-20) говорится: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел нам...» Цель и рабочая инструкция едва ли могут быть более ясными!

Невозможно не восхищаться Иисусом как лидером. Он пробуждает в учениках интерес. Он делает это и посредством Своего учения, и притчами о Небесном Царстве. Грядущему Царству отдается приоритет во всем. Все остальное имеет второстепенное значение. Он побуждает их стать ловцами человеков и оставить все ради того, чтобы последовать за Ним. Иисус делает учеников активными участниками в работе че­рез получаемые ими задания. Вновь и вновь Он посылает их проповедовать и исцелять. Во всем этом Он готовит и формирует их. Он идет вместе с ними и следит за тем, как у них получается. Он подводит итоги, вдохновляет и поправляет их, объясняет и решает за них сложные проблемы. Порой они попадали в трудноразрешимые ситуации, например с одер­жимым мальчиком, или не могли найти объяснение сложным явлениям, или не понимали смысл учения Христа. Тогда Он отводил их в сторону и истолковывал как то, чему учил ра­нее, так и то, что происходило вокруг них. Он не отпускал их, пока они не понимали все до конца. По дороге в Еммаус Он тщательно изъяснял им Писание, чтобы укрепить в них уверенность, что Мессия действительно должен был умереть и воскреснуть (см. Лук. 24: 13-35).

Подготовка учеников Иисусом была многогранной. Ему нужно было развивать их умения. Они должны были стать проповедниками, пастырями, блюстителями дупл, лидера­ми и администраторами. (Когда Иисус собирался накормить пять тысяч в Евангелии от Марка (6: 37-40), Он разделил на­род на маленькие группы и велел ученикам организовать весь процесс.) Далее они должны были стать евангелистами, цели­телями, учителями, пророками, миссионерами и так далее. Для всего этого требовалась тщательная тренировка, которую обеспечивал им Иисус в самых разных жизненных обстоя­тельствах.

 

 

Формирование характера

 

Иисус тренировал, воспитывал и все время шлифовал харак­тер учеников. Дары Духа и плоды Духа должны идти рука об руку. Но это была не только школа, где закалялся характер. У греков существовало много подобных школ, опирающихся на самые разные философские взгляды. Иисус учил их дове­рять Ему, пребывать в Его учении, сокрыть Его Слово и все больше пребывать в Нем. Он учил их молиться, исследовать Его слова, отвергнуть себя и все больше ощущать ту зависимость от Него, какая была у Сына по отношению к Отцу. Во всем этом Он преследовал две цели. С одной стороны, Он хотел видеть плоды в их личной жизни, а с другой стороны, плоды от их жизни. Плоды в жизни учеников делали их все больше похожими на Него. Плод их жизни способствовал все большему распространению Божьего Царства по всему миру. В то же время Иисус знал, что они никогда не будут полно­стью подготовленными и не достигнут совершенства в этой жизни. Он послал их задолго до того, как они приблизились к совершенству. Это было поступком веры со стороны Иисуса. Они были посланы проповедовать Евангелие, созидать Божье Царство и открывать церкви. Иисус хорошо понимал, что они не были совершенными, но Он верил, что они будут при­держиваться того, чему Он научил их. Он также намеревался быть с ними все дни до скончания века. А они, со своей сто­роны, должны были пребывать в Нем и позволять Его словам пребывать в них, ждать Его, верить в Него и уповать на Него. Они должны были слушать Его, зависеть от Него, слушаться Его и следовать за Ним во всем, что Он делал и показывал им. В таком случае им принесло бы пользу все, чему Он научил их. Новый Помощник, Святой Дух, обещанный Иисусом, должен был вести их дальше и напоминать им обо всем, что говорил и делал Господь.

Им пригодилась способность Иисуса ставить конкретные цели. Ученикам надлежало руководствоваться видениями. Сверхъестественная способность Иисуса совершать чудеса и знамения должна была посредством Духа стать частью их жизни и служения. Характер Иисуса должен был все больше проявляться в жизнях учеников. Как Он был зависим от Отца во всем, так и они должны были стать зависимыми от Него. Как Он был водим Духом, так и им предстояло пережить это. Во всем этом должна была расти и созидаться Церковь. В результате подготовки учеников Евангелие должно было достичь концов земли. Благодаря Его заботе должно было созидаться Тело Христа. Церковь должна была стать Его местом обитания в Духе и Его Невестой, которую Он в конце заберег к Себе домой.

 

Полный триумф Иисуса

 

Это удивительное строительство, которое продолжается через всю историю до того дня, когда Иисус вернется, не было бы возможным, если бы Он не избрал двенадцать учеников. Он отдал им всего Себя, тренировал их, воспитывал и, наконец, разослал. Результат этой работы имеет огромные масштабы и не поддается человеческому пониманию. Как монумент ус­пешного лидерского служения Иисуса стоят основания стен в Новом Иерусалиме, на которых написаны имена двенадцати апостолов (см. Отк. 21: 14). Время и усилия, потраченные Иису­сом на подготовку и воспитание Своих учеников, принесли обильный плод. Имена апостолов – их жизнь и дело – слу­жат фундаментом Нового Иерусалима, где искупленные бу­дут жить во веки вечные. Неудивительно, что их подготовка и тренировка была такой важной. Неудивительно и то, что Иисус уделял им столько времени. То, что Он вложил в них, дало обильные, вечные результаты.

Иисус превосходный во всем. В искуплении, спасении, восстановлении и благословении. Но также и в учении, трени­ровке, воспитании и высылке. Нам необходимо принять как Его дело искупления на кресте, так и Его пример воспитания учеников. Тогда наша жизнь наполнится большей радостью, смыслом, будет более эффективной и плодотворной. Во всем этом мы одерживаем славную победу, и Бог прославляется, когда мы приносим много плода. Если мы следуем за Ним и делаем все Его методами, в послушании Ему и Его Духу, то до­биваемся огромных результатов, а наше лидерство становится благословением для тысяч людей, которые познают чудесного воскресшего Спасителя Иисуса Христа.

 

Ульф Экман






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.