Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В экспериментах Коула






 

Испытуемые I подгруппа II подгруппа III подгруппа
Либерийцы 1, 1 7, 3 6, 8
Американцы и канадцы 8, 9 9, 8 9, 0

носятся предъявляемые листья, затем в контрольной серии их просили опре-
делить категории, к которым относились листья. Испытуемым второй под-
группы предъявлялся такой же набор листьев, по тем же категориям, но со-
общалось, что эти листья принадлежат двум вымышленным людям Сумо и
Тогба (местные имена). В контрольной серии они должны были классифи-
цировать листья по принадлежности этим двум людям. Испытуемым третьей
подгруппы также сообщалось, что листья принадлежат Сумо и Тогба, но ли-
стья были распределены на две категории случайным образом, так что мест-
ная классификация листьев не могла помочь отнести их к тому или иному пер-
сонажу. Число попыток, необходимых для правильной идентификации всех
листьев, различалось по группам и условиям эксперимента и распределилось
следующим образом (табл. 15.11).

В среднем американцам и канадцам требовалось 9 попыток для правиль-
ной идентификации всех листьев независимо от условий научения. Кпелле
научались быстрее, но при определенном условии. Когда их просили иден-
тифицировать листья деревьев и кустарников, они быстро справлялись с за-
данием. Когда же листья надо было разбить на категории по принадлежнос-
ти Сумо и Тогба, даже в случае, если все листья деревьев принадлежали Сумо,
а кустарников — Тогба, они были не более успешны, чем в случае распреде-
ления листьев по этим двум категориям в произвольном порядке. Они не ис-
пользовали хорошо известную им классификацию листьев. Местные жители
легко узнавали листья и могли их отнести к категориям, но когда вводилось
вымышленное и произвольное основание для классификации, известная им
классификация никак не влияла на успешность выполнения задания. (Поче-
му все-таки у Сумо должны быть все листья деревьев, когда Тогба владеет ли-
стьями кустарников?) Образованные иностранцы медленно научались иден-
тифицировать листья, не могли использовать категориальные различия. Коул
с сотрудниками пришли к выводу, что «культурные различия в когнитивных
процессах скорее коренятся в обстоятельствах применения каких-то конкрет-
ных когнитивных приемов, чем в наличии соответствующих психических про-
цессов водной группе и их отсутствии в другой» (цит. по: [Коул, 1997, с. 100]).

При обучении математике местные дети кпелле научались складывать
простые числа. Если им показывали пример: 2+6=?, а затем давали конт-
рольный вопрос: 3+5=?, дети протестовали, считая, что это несправедли-
во и требовали знакомого примера. Однако те же дети и взрослые кпелле
отлично торговали и даже обманывали туристов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.