Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
роля за поведением и эмоциональной поддержки умные дети начинают бо- яться неудачи. Наоборот, при высоком контроле за поведением и эмоци- ональной поддержке (доминирующая гиперпротекция) у низкоинтеллек- туальных детей развивается мотивация надежды на успех (но не адекват- ная способностям).
Какой же существует выход для родителей и детей, помимо отказа от гиперпротекции? Снятие контроля, доминирования, жестких санкций. Как показали результаты первой части исследования, у детей при сохранении эмоциональной поддержки и отсутствии жесткого контроля со стороны взрослого повышается интеллектуальная продуктивность. С другой сторо- ны, единственный путь повысить продуктивность высокоинтеллектуальных детей, боящихся неудач, при контроле за поведением ребенка — начать эмо- ционально поддерживать его действия, а затем отказаться от жесткого кон- троля, когда у него мотивация достижения возобладает над мотивацией из- бегания (табл. 15.9, 15.10).
Таблица 15.9
«Путь» смены стилей воспитания
для родителей умных детей,
но боящихся неудач
| Конечно, нельзя отождествлять эмоциональную поддержку с гипер- протекцией, а сверхдоминирование с контролем за поведением: первые являются аномальными вариантами. В любом случае от крайних стилей отношения нужно отказаться: ги- перпротекцию сменить на мягкую эмоциональную поддержку, а захва- ливание или жесткие наказания — на рациональную умеренную регла- ментацию.
Таблица 15.10
«Путь» смены стилей воспитания
для родителей
низкоинтеллектуальных детей
с неадекватной надеждой на успех
| Подводя итоги исследования, можно сказать, что эмоциональная поддержка — наиболее важный фак- тор повышения интеллектуальной продуктивности подростков. Влия- ние этого фактора лишь в малой сте- пени связано с врожденным уров- нем интеллекта. Внешний контроль за поведением уменьшает действен- ность эмоциональной поддержки. Но поддержка влияет па повышение достижений лишь тех детей, кото- рые стремятся к успеху, надеются на удачу. Дети, которые боятся неуда- чи, нуждаются во внешнем контро- ле со стороны взрослого.
Отклонения в стиле родительско- го воспитания (по крайней мере в со- временном российском обществе)
|