Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Импульсивность - рефлективность






Данный когнитивный стиль (склонность принимать решения быстро либо
медленно) наиболее ярко проявляет себя в условиях неопределенности,
когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества
альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро принимать ре-
шения, при этом гипотезы выдвигаются без достаточной их проверки и без
учета всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых харак-
терен замедленный темп принятия решений, при этом гипотезы много-
кратно уточняются на основе тщательного предварительного изучения
свойств альтернативных объектов.

Методики диагностики импульсивности - рефлективности

Методика «Сравнение похожих рисунков» [Kagan, 1966]. Испытуемому предъяв-
ляются 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из кото-
рых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон),
а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого
же предмета, среди которых только одно полностью соответствует фигу-
ре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью
идентичное рисунку-эталону.


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Показатели импульсивности—рефлективности: время первого ответа
независимо от того, правильный либо неправильный ответ дал испытуе-
мый (в виде суммы времени принятия решений по 12 предъявлениям); об-
щее количество ошибок. Рефлективные индивидуумы находятся выше ме-
дианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как
импульсивные индивидуумы — ниже медианы времени ответа и выше ме-
дианы количества ошибок. В среднем примерно 2/3 выборки приходится
на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 — на две особые кате-
гории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медлен-
ных/неточных». Во всех исследованиях с использованием этого теста со-
общается о значимой отрицательной корреляции между показателями вре-
мени первого ответа и количества ошибок.

Обычно в интерпретации импульсивности—рефлективности на первый
план выходят индивидуальные различия в когнитивном темпе. Однако в
последнее время все чаще высказывается мнение, что именно компонент
«ошибки» является критическим в осмыслении природы этого когнитив-
ного стиля.

Судя по характеру глазодвигательной активности, рефлективные ис-
пытуемые тратят больше времени на принятие решения за счет более
тщательного разглядывания фигур, фиксируя взгляд на одинаковых при-
знаках фигур и сравнивая их между собой [Messer, 1976]. Это означает,
что рефлективные испытуемые не только тратят больше времени, оцени-
вая свои гипотезы, но также собирают больше информации до момента
своего ответа.

В целом для полюса рефлективности характерны следующие особенности
интеллектуальной деятельности (соответственно, противоположные особен-
ности характеризуют полюс импульсивности): использование более продук-
тивных стратегий решения задач; более высокий уровень метапамяти в виде
интроспективного знания об особенностях собственных стратегий запомина-
ния; поленезависимость; высокие показатели учебной успеваемости, отсут-
ствие трудностей в чтении, большая зрелость речи, большая выраженность
вербального контроля за своим поведением (см.: [Холодная, 1990]).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.