Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толерантность к нереалистическому опыту






Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в ситуациях, для которых ха-
рактерна неопределенность, противоречивость, двусмысленность. Толерант-
ность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впе-
чатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у че-
ловека знаниям, которые он оценивает как правильные и очевидные.

Методики диагностики толерантности к нереалистическому опыту

Методика «Кажущееся движение» [Klein, Gardner, Schlesinger, 1962]. На эта-
пе инструктирования испытуемому показывают два отдельных кадра с
изображением лошади и объясняют, что, хотя в эксперименте он, возмож-
но, и будет воспринимать данный объект движущимся, на самом деле дви-
жения не будет (т.е. испытуемый изначально знал, что восприятие движе-
ния — это особого рода иллюзия). В условиях основного эксперимента по
мере роста скорости чередования двух кадров на первом этапе испытуемый


Плава 10. Когнитивные стили

должен был видеть две чередующиеся фигуры лошади, на втором — одну
движущуюся фигуру и на третьем — две одновременно мелькающие фигу-
ры. Показатель толерантности—нетолерантности: величина временного
диапазона (в секундах), в котором данный испытуемый видел одну движу-
щуюся лошадь.

Таким образом, в данном эксперименте создавался конфликт между за-
данным в инструкции знанием и объективными характеристиками акту-
альной ситуации. Чем в большей мере испытуемый способен освободить-
ся от заданного в инструкции знания, тем быстрее он допускает в свое со-
знание имеющий место эффект движения на втором этапе и тем в мень-
шей мере торопится отказаться от факта движения на третьем, т.е. можно
говорить о толерантности к нереалистическому опыту (показатель времен-
ного диапазона при этом стремится к максимуму). Напротив, чем в боль-
шей мере испытуемый придерживается заданного в инструкции знания,
тем медленнее он склонен согласиться с фактом наличия движения и тем
быстрее он от него отказывается. Следовательно, можно говорить о нето-
лерантности к нереалистическому опыту (показатель временного диапазо-
на в этом случае минимален).

Методика Роршаха [Klein, Gardner, Schlesinger, 1962]. Пятна Роршаха —
открытые ситуации, в которых отсутствуют правила их интерпретации.
Показатель нетолерантности: количество очевидных ответов, построенных
на ясных, прямых деталях пятна и его легко выделяемой форме; минималь-
ное наличие ассоциативно разработанных ответов.

Методика с использованием анизейконическихлинз. Сразу же, как только ис-
пытуемый надевает специальные линзы-очки, объективно имеет место ис-
кажение пространственных отношений. Однако существуют индивидуаль-
ные различия в скорости, с которой испытуемые обнаруживают эти иска-
жения. Так, одни испытуемые фиксируют искажения непосредственно
после наложения линз, демонстрируя готовность открыто воспринимать
«невозможные» аспекты происходящего (толерантность к нереалистичес-
кому опыту). Другие сообщают об искажениях спустя несколько минут,
обнаруживая тенденцию избегать противоречий вплоть до проявлений пер-
цептивной защиты (нетолерантность к нереалистическому опыту).

Показатели толерантности—нетолерантности: время опознания иска-
жений; величина фиксируемых субъективных искажений.

Факты свидетельствуют о том, что нетолерантные к нереалистическо-
му опыту испытуемые в заданиях на сортировку отличаются тенденцией
формировать группы объектов по стандартным, легко предсказываемым
основаниям. Кроме того, нетолерантные испытуемые склонны задавать
много уточняющих вопросов в условиях анализа неопределенных интер-
персональных ситуаций [цит. по: Gardner et al., 1959].

Высказывается мнение о том, что нетолерантность к нереалистическо-
му опыту представляет собой характеристику «закрытого» разума и явля-
ется симптомом высокого уровня тревоги.


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.