Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория психологической дифференциации






В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рам-
ках развития гештальтпсихологических представлений о поле (предметном
и социальном окружении) и поведении в поле. По отношению к разным
людям фактор влияния поля обнаруживает себя в разной мере. В частно-
сти, поведение одних в большей мере оказывается подчиненным полю (по-
лезависимый тип поведения), тогда как других — ориентированным на
внутреннюю активность (поленезависимый тип поведения).

По мнению Уиткина, наиболее важным аспектом психического развития
выступает уровень психологической дифференциации, проявляющийся в
степени артикулированности (ясности, расчлененности, отчетливости) опы-
та. Соответственно можно говорить об артикулированном (структурирован-
ном, аналитическом) либо глобальном подходах к полю. Уровень психоло-
гической дифференциации субъекта обнаруживает себя в следующих четы-
рех основных психологических сферах [Witkin, Goodenough, Oilman, 1979].

Интеллектуальное функционирование. Первоначально когнитивный стиль
полезависимость—поленезависимость был описан на материале перцеп-
тивной деятельности и определялся как «способность выделять реле-
вантную деталь в сложном пространственном образе». Впоследствии
перцептивная артикуляция стала рассматриваться в качестве частно-
го проявления структурирующей способности в интеллектуальной де-
ятельности в целом. Если человек активно преобразует ситуацию, то
это означает, что он использует артикулированный (поленезависи-
мый) подход к полю. Если человек, напротив, склонен следовать за-
данной ситуации, то это означает, что он использует глобальный (по-
лезависимый) подход к полю. Именно это различие в способах орга-
низации интеллектуальной деятельности и было обозначено термином
когнитивный стиль в более широком значении этого слова.

Артикулированное представление о своем физическом теле (в виде осозна-
ния его составных частей, их отношений, внешних границ).

Чувство личной автономности, отражающее рост дифференциации об-
раза «Я» и проявляющееся в особенностях межличностного взаимо-
действия. В частности, люди, зависимые от поля, склонны к интер-
персональной ориентации, тогда как независимые — к интраперсо-
нальной ориентации. По сравнению с независимыми от поля людь-
ми, зависимые от поля предпочитают: ситуации общения ситуациям
уединения; социальные источники информации; коллективные фор-
мы деятельности; деликатную и внимательную манеру отношения к
другим, короткую дистанцию в общении; готовность доверять авто-
ритетам и т.п.

Специализированные контроли и защиты в психотравмирующих условиях. При
низком уровне психологической дифференциации преобладают неспе-
циализированные защиты в форме негативизма и вытеснения, для ко-
торых характерны неприятие травмирующей ситуации или полное бло-


Теоретические истоки стилевого подхода

кирование нежелательного опыта. При высоком уровне психологичес-
кой дифференциации наблюдаются специализированные защиты в
форме изоляции, интеллектуализации и проекции, предполагающие пе-
реработку опыта, разделение его аффективных и рациональных сторон.

Исследование указанных психологических сфер позволило Уиткину и
его соавторам сформулировать дифференциальную гипотезу, суть которой
заключается в следующем: у каждого человека (ребенка либо взрослого)
достигнутый им уровень психологической дифференциации будет одновре-
менно проявляться в каждой из четырех сфер.

Впоследствии была продемонстрирована связь этого когнитивного сти-
ля с межполушарной специализацией. Поленезависимыи тип поведения
характеризуется преобладанием активности левого (аналитического) полу-
шария головного мозга, а также интегрированным взаимодействием обо-
их полушарий (например, поленезависимые испытуемые лучше справля-
ются с лингвистическим заданием, когда оно адресуется в правое полуша-
рие через левое ухо) [Tinajero, Paramo, Cadaveira, Rodriguez-Holguin, 1993].
Таким образом, дифференциальная гипотеза нашла свое подтверждение и
в области особенностей функционирования полушарий головного мозга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.