Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственная логика. мы положим перед нашим испытуемым несколько цветков, некоторые из которых будут васильками, а оставшиеся — фиалками






мы положим перед нашим испытуемым несколько цветков, некоторые из
которых будут васильками, а оставшиеся — фиалками, мы зададим отно-
шения классификации. Конститутивная операция здесь, по мнению Пиа-
же, — объединение и разъединение. Совместно группировки асимметрич-
ных отношений и классификации образуют числовые операции, отражая
две стороны числа — ординальную (порядковую) и кардинальную (число
как совокупность элементов). Остальные виды логических группировок
здесь рассматриваться не будут. Желающие ознакомиться с этим вопросом
глубже могут обратиться к книге Ж. Пиаже [Пиаже, 1969].

Кроме логических, Пиаже выделял инфралогические операции, т.е. опе-
рации не с дискретными, а с непрерывными величинами. Инфралогические
операции определяют мышление, связанное с пространственными и времен-
ными отношениями. Пиаже выделяет также шесть типов инфралогических
группировок, которые в точности параллельны группировкам логическим.

Еще шесть типов группировок существует в сфере операций, относя-
щихся к ценностям. Они устанавливают связь средств и целей.

Наконец, по мнению Пиаже, существуют операции второго порядка.
Эти операции действуют на результатах операций первого порядка. Они
образуют формальное, гипотетико-дедуктивное мышление.

С точки зрения процессов решения задач позиция Пиаже может быть
представлена примерно следующим образом. При столкновении с задачей
субъект извлекает из долговременной памяти группировку операций, не-
обходимую для того, чтобы репрезентировать задачу. Одна и та же груп-
пировка может быть использована для решения множества задач. На-
пример, группировка операций, обеспечивающих асимметричные
транзитивные отношения > В > С > D), нужна для решения задачи о па-
лочках разной длины, а также задач, описывающих любые другие предме-
ты и их свойства: рост, вес или ум людей, высоту деревьев и т.д. Эта груп-
пировка нужна для задачи типа: дано А > В и В > С, что больше — А или С.
Но она нужна и для того, чтобы выстроить палочки в порядке возраста-
ния. По Пиаже, для решения любой из этих задач необходимо репрезен-
тировать всю структуру с конституирующими ее операциями: в данном слу-
чае — прибавления. Когда человек обладает способностью к созданию та-
кой репрезентации, он может решить соответствующие задачи.

Центральное понятие для Пиаже — это не логика, а структура задачи.
Структура включает элементы и связывающие их отношения. Логика со-
стоит в возможности вывода одних отношений из других. Например, если
даны элементы А, В и С и отношения между ними А > В и В > С, то логи-
ческое преобразование позволяет нам вывести отношение А > С. Логика,
таким образом, оказывается приведением в действие, динамической сто-
роной структуры.

Правомерно предположить, что сложность трансформации репрезен-
тации зависит от структуры задачи, т.е. характера системы отношений,
связывающих элементы задачи. Для разных структур сложность вывода
умозаключений оказывается разной. Этим определяется сущность струк-
турного анализа в психологии интеллекта. Пиаже систематически иссле-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.