Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экскурсоведение как наука






Экскурсоведение как наука существует уже около двух столетий. Она имеет характерные особенности, отличающие экскурсоведение от других смежных специальностей.

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

Огромное значение для развития и совершенствования экскурсионного дела имеет теория.

В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф.Л. Курлат и Ю.Е. Соколовский отмечают: «Теория экскурсионного дела находится в стадии становления… Предстоит большая работа в области решения экскурсионных проблем». В числе назревших проблем эти авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Теория рассматривается как обобщение опыта, общественной производственной практики, совокупность обобщенных положений, система идей в одной из отраслей знаний, форма научного знания, дающего целостное представление о закономерностях развития и существенных связях объективной действительности.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то:

а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия;

б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека;

в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;

г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности;

д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория – это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия метод, методология, и методика взаимосвязаны и обусловлены. Эму связь можно представить в следующем виде рисунок 1.1: [10, с. 11-12]

 

  Методология – учение о методе
     
       
     
Методика – совокупность способов и приемов проведения работы
Метод – способ познания

 

Рис. 1.1 Схема связи понятий: метод, методика, методология

Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогике. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 70-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение – Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию экскурсионной теории способствовали разработка и чтение курса лекций «Теория и практика экскурсионного дела» на Центральных туристских курсах и в Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций.

Постоянное внимание к вопросам экскурсионной теории уделяла кафедра экскурсионной работы Российской международной академии туризма. Результатом этой работы было опубликование в 1992 г. учебного пособия в трех частях «Экскурсоведение».

Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев – это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. Теория возникает на основе практики, но она непросто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета.

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функций, выполняемые экскурсией.

В настоящее время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.