Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности банкротства индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства






Одним из оснований прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства является его несостоятельность (банкротство) (ст. 21 Зако­на о КФХ). Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства име­ет свои особенности, закрепленные в Федеральном законе от 26 ок­тября 2002 г.1 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и на­правленные на достижение максимальной возможности сохранения хозяйства в качестве субъекта аграрного предпринимательства.

Основанием для признания крестьянского (фермерского) хо­зяйства банкротом является его неспособность удовлетворить тре­бования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей.

Так, в деле № А39-4537/2014[41] Федеральная налоговая служба (в лице Управления федеральной налоговой службы по Республике Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) должника индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства Гулина А.А. в связи с задолженностью по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последующем заявителем было представлено письмо управления ФНС по РМ, в котором сообщается, что задолженность индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства Гулина А.А., обеспеченная мерами по взысканию задолженности за счет имущества должника, оплачена в полном объеме, в связи с чем, оснований для признания должника банкротом не имеется. На основании чего, Арбитражный суд Республики Мордовия вынес определение об отказе во введение наблюдения и прекращении производства по делу.

При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства дей­ствует особый порядок признания индивидуального предпринима­теля — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. Так, заявление о признании индивидуального предпринимате­ля — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом по­дается в арбитражный суд главой хозяйства при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хо­зяйства[42].

К заявлению должны быть приложены необходимые доку­менты, в том числе о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, о размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Имеют свои особенности определенные Законом о несостоя­тельности процедуры, применяемые в деле о банкротстве крестьян­ского (фермерского) хозяйства.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение проблемы развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. С целью повышения инвестиционной привлекательности государством предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей

В соответствии со ст. 219 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении кре­стьянского (фермерского) хозяйства наблюдения глава крестьян­ского (фермерского) хозяйства может представить в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задол­женности.

С.А. Карелина для определения эффективности плана финансового оздоровления считает возможным руководствоваться общеизвестными критериями эффективности, используемыми при оценке инвестиционного проекта: чистая текущая (дисконтированная) стоимость; коэффициент внутренней нормы прибыли; период окупаемости проекта; точка безубыточности; запас финансовой прочности. План финансового оздоровления возможно признать эффективным и обоснованным, если общий запас финансовой прочности не ниже 30–40% от объема продаж[43].

Из изложенного следует, что суду для того, чтобы ввести процедуру финансового оздоровления, требуется оценить с помощью специальных методов эффективность представленного плана финансового оздоровления и соответствие его графику погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой[44]. (п. 1 ст. 79 Закона о банкротстве).

В случае если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фер­мерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, по­гасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком пога­шения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произ­веденной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

Более того, срок финансового оздоровления может быть прод­лен на год в случае, если в течение финансового оздоровления име­ли место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычай­ный характер.

В случае наличия возможности восстановления платежеспо­собности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов вводится внеш­нее управление до окончания соответствующего периода сельско­хозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализа­ции произведенной или произведенной и переработанной сельско­хозяйственной продукции.

В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерско­го) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

Другой особенностью является установленное Законом право осуществления полномочий внешнего управляющего самим гла­вой крестьянского (фермерского) хозяйства. (ст. 220 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

В случае признания арбитражным судом крестьянского (фер­мерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производ­ства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьян­ского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том чис­ле насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспорт­ные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянско­го (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имуще­ство, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фер­мерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. (ст. 221 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

В конкурсную массу не включается имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьян­ского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобре­тено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Закон о несостоятельности закрепляет преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хо­зяйства за лицами, занимающимися производством сельскохозяй­ственной продукции и владеющими земельными участками, не­посредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

В случае если указанные лица в течение месяца с даты полу­чения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в предусмотренном законом порядке.

Банкротство индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства также предполагает возможность заключения мирового соглашения. Так, в деле № А39- 588/2014 кредитор – ОАО «Мордовагроснаб» и должник – глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лукин А.И. заключили мировое соглашение, где должник оплачивает долг, пени и 50% государственной пошлины. Но условия мирового соглашения не были выполнены Лукином А.И., в отношении которого в последующем было возбуждено дело о банкротстве[45].

С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу[46].

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.