Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика на выявление уровня развития творческого мышления






Прежде чем разрабатывать уроки с использованием нестандартных заданий [20], логично было бы провести диагностику [9] на выявление уровня развития творческого мышления у учащихся начальной школы. Это необходимо для того, чтобы подобрать эффективные задания к урокам, такого уровня, который будет соответствовать уровню развития творческого мышления у учащихся. Для этого мы выбрали одну из диагностических методик Торреса и изучили основные принципы диагностики творческих способностей:

1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.

2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.

3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).

4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).

5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.

6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

Инструкция для диагностики: «Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

Утверждения:

1. Мне не нравится работа, где я не могу применить свое творчество.

2.Я не люблю выполнять работу, время на которую ограничено.

3. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.

4. Я люблю фантазировать.

5. Хобби и увлечения полезны для человека.

6. Я могу смотреть один и тот же фильм много раз. При каждом просмотре я замечаю что-то новое.

7. Считаю, что лучше быть инженером, чем строителем.

8. Меня больше волнует процесс работы, чем ее результат

9. Даже к обычному делу я отношусь творчески.

10. Меня не редко ставят под сомнение очевидные вещи.

11. Мне не хотелось бы жить по расписанию.

12. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Оценивание результатов:

«0-2» балла- соответствует низкому уровню;

«3-6» баллов- соответствует среднему уровню;

«7-12» баллов- соответствует высокому уровню [19].

В диагностике принимало участие 15 человек (весь класс). Работы некоторых учащихся можно увидеть в приложении. [Приложение 5]

Результаты оказались следующие: четыре человека получили по 7-9 баллов, что говорит о высоком уровне креативности; 8 человек получили от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему уровню, и 3 человека получили по 2 балла, что говорит о низком уровне креативности. Однако, как указано в описании к диагностике, данные тесты не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Несмотря на этот недостаток, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются учеными, психологами и педагогами. Совмещая несколько вариантов текстов, можно исследовать креативность с разных сторон.

 

2.2 Интервью с учителями начальной школы на тему: «Применение нестандартных заданий на уроках в начальной школе»

Следующим этапом практической работы стало интервью [11] с учителями на тему «Применение нестандартных заданий на уроках в начальной школе». Для этого был заготовлен ряд вопросов для учителей, с целью узнать, используют ли учителя нестандартные задания на своих уроках, и знают ли они само понятие «Нестандартное задание». Результаты интервью [Таблица 3] подтверждают актуальность темы данного исследования, но прежде чем проанализировать ответы, необходимо представить вопросы и ответы учителей на эти вопросы.

Таблица 3

Вопросы Учитель 2 класса Учитель 4 класса
По Вашему мнению, «нестандартное задание» - это… Задания предполагающие наличие исследовательского характера, способствующие усвоению программы на более высоком уровне, так как процесс их не связан с применением заученных правил и примеров. Умение видеть очевидное в неочевидном; умение абстрагироваться и посмотреть на ситуацию «Другими глазами»; умение прийти к цели более рациональным путем; умение увидеть «внутреннюю» (скрытую) работу (процесс, взаимодействие, зависимость)
Как Вы считаете, на развитие каких мыслительных операций направлены нестандартные задания? (анализирование, синтезирование и т.д.) Нестандартные заданию способствую развитию младшего школьника. Формируют умения, навык мыслительного познания. Формируют умение находить оптимальные способы действия в незнакомых ситуациях. Направлены задания на мыслительную операцию сравнения и обобщения. Конечно, на умение анализировать, синтезировать, абстрагировать деятельность.
Как Вы думаете, с какого класса продуктивнее проводить нестандартные задания? Почему? Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, их которых надо найти выход, в виде ролевых и деловых игр, с элементами занимательности, поэтому начинать проводить можно с 1 класса, учитывая возрастные особенности. Если это касается школы, - с самого первого класса, где ребенку такого жизненного (неустойчивого) опыта легче адаптироваться и принять такое видение (внутреннее, со стороны, относительно чего/кого-либо). И в более младшем возрасте не стоит «принимать» лишь одну и единственную точку зрения как правильную.
К какому из уроков, на Ваш взгляд, проще всего подобрать нестандартное задание? Почему? Я считаю, на уроках математики, в виде нестандартных задач, где задачи учат думать, рассуждать, искать решение, обоснованно излагать свои мысли, аргументировать свои действия. На русском языке, в виде игры, например, «Угадайте слово по его описанию». Объясните, как вам это удалось сделать. Математика, - линия геометрических задач, математические ситуации, так как именно здесь мы учимся «конструировать» отношения, -ситуации между... А уроки русского языка? Окружающего мира? Литературного чтения? Почему нет? Учитель всегда готов к нестандартным ситуациям вообще...
Используете ли Вы нестандартные задания в своей деятельности? Да, с первого класса. При любой малейшей возможности. (Это очень важный момент пробуждения человеческой мысли)

 

И так, таблица вопросов и ответов помогает нам узнать содержание самого интервью, теперь необходимо обобщить результаты и проанализировать ответы.

Учителя обоих классов дали достаточно точные определения понятию «нестандартное задание», что подтверждает тот факт, что они применяют такие задания в своей деятельности. Мыслительные операции, которые выделили учителя, так же практически совпадают и подтверждают теоретические основы. Для учителей оказалось проще всего подобрать нестандартное задание к урокам математики, так как этот урок предусматривает темы, которые создают условия для применения нестандартных заданий. Учителя считают, что применять нестандартные задания нужно уже с первого класса, так как процесс развития творческого мышления должен быть непрерывным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нестандартные задания являются актуальными для проведения современных уроков в начальной школе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.