Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности нестандартного задания






Как уже стало понятно, нестандартные задания характерно отличаются от типичных, стандартных. Существует ряд особенностей нестандартных заданий, который помогает учителю составить свой вариант нестандартного задания для учащихся. На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие особенности нестандартных заданий:

1. Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

2. Соответствие условия выбранным методам творчества;

3. Возможность разных способов решения;

4. Учет актуального уровня развития;

5. Учет возрастных особенностей учащихся.

Еще одна важная особенность, о которой нельзя забывать- это рефлексия творческой деятельности. Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексией понимается:

-готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

-умения обретать новый смысл и ценности;

-умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

-умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

Еще одним важным компонентом в развитии творческого мышления у учащихся является оценка их деятельности учителем. Ведь на первых ступенях обучения учащиеся стремятся заработать отметку, тем самым показать свои старания в первую очередь учителю и родителям. Так как же должно оцениваться развитие творческого мышления? И какие критерии существуют? Об этом подробнее описывает Элис Пол Торренс. Он выделяет пять основных принципов, которыми должен руководствоваться учитель, поощряя творческое мышление:

1.Внимательное отношение к необычным вопросам;

2.Уважительное отношение к необычным идеям;

3. Показать детям, что их идеи имеют ценность;

4.Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

5.Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

Учитывая эти требования, мы строим систему нестандартных заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе [17].

Необходимо отметить, что нестандартные задания имеют несколько уровней сложности. Это важно учитывать при подборе заданий для учащихся. На этапе отбора заданий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, интересы, свойственные данному возрасту и т.д. Существует 3 уровня сложности нестандартных заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Нестандартные задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие " система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

После того, как изучено понятие «Нестандартное задание», его особенности, требования к составлению необходимо рассмотреть какие универсальные умения развиваются при решении нестандартных заданий. Ниже представлен список умений, которыми необходимо овладеть выпускнику начальной школы:

1. Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

2. Устанавливать причинно-следственные связи;

3. Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

4. Рассматривать систему в развитии;

5. Делать предположения прогнозного характера;

6. Выделять противоположные признаки объекта;

7. Выявлять и формировать противоречия;

8. Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

9. Представлять пространственные объекты.

В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). Формирование творческого мышления во время учебного процесса у младших школьников через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

Рассмотрев все основные требования к нестандартным заданиям, их особенности и возможности, следует привести примеры творческих заданий по разным учебным предметам в начальной школе. Для этого ниже будет представлена сводная таблица различных нестандартных заданий [Таблица 1] с указанием учебных предметов, тематики и содержанием нестандартных заданий.

 

Таблица 1

Тематика Содержание творческих заданий Учебные предметы
«Театральная» Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки Художественный труд Литературное чтение
«Бионика» Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники Окружающий мир
«Головоломки» Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык
«Да- нетки»     Составление выражений, на которые возможен только один ответ «ДА» или «НЕТ» Любой учебный предмет.

 

Данная таблица [Таблица 2] демонстрирует некоторые примеры нестандартных заданий для уроков: «Русский язык», «Математика» и «Литературное чтение»

 

 

Таблица 2

«Русский язык» «Математика» «Литературное чтение»
1. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, и т.д. 2. Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала и т.д. 3. Виды работ творческого характера: написать сказку, сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру. 1. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты; 2. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей наблюдательности. Игра «Внимание» 3. Решение частично-поисковых задач разного уровня. 4. Решение творческих задач. Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу.   1. Чтение с остановками. (Материалом для проведения служит повествовательный текст) 2. Карта слова. (Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс) 3. Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка. 4. Составление диафильма к сказке, рассказу. 5. Моделирование сказки. (С помощью геометрических фигур, условных обозначений изобразить сюжет сказки.)

 

Далее представлены задания для учащихся начальной школы, которые разделены по классам и учебным предметам [Таблица 3]


Таблица 3

Класс Тема Цель Задание Примечание
Литературное чтение
2 класс Рассказ Эдуарда Успенского «Чебурашка»   Создать условия для успешного пересказа текста при помощи иллюстраций. Расположи карточки с иллюстрациями таким образом, чтобы у тебя удалось передать сюжет рассказа «Чебурашка» При помощи получившейся сюжетной линии перескажи текст. [Приложение 1] -задание может быть а интерактивной доске - в качестве раздаточного материала.
2 класс Рассказ Эдуарда Успенского «Чебурашка». Составить сравнительную таблицу по мультфильму и рассказу «Чебурашка». Сделать вывод по схожести и различию сюжета.   Сравни сюжет мультфильма и рассказа «Чебурашка» составь сравнительную таблицу «Кто? Что? Где? Когда? Почему?». [Приложение 1]   -учитель заранее сам готовит таблицу сравнения -достаточно показать лишь отрывок из мультфильма -Фронтальная работа.  
2 класс Стихотворения Эдуарда Успенского «Над нашей квартирой», «Если был бы я девчонкой…», «Память».   Создать условия для успешного запоминания одного из стихотворений автора. Разделите стихотворение на смысловые части. Составьте иллюстративный план к одному из стихотворений. Попробуйте рассказать стихотворение используя составленный план -Работа в творческих группах -выучивание наизусть стихотворения может быть в качестве домашнего задания -данное задание может быть индивидуальным.
2 класс Рассказ Виктора Драгунского «Тайное всегда становится явным» Создать условия для актуализации знаний по рассказу «Тайное всегда становится явным». Представь, что ты учитель. Придумай вопрос по тексту и задай его своему однокласснику Перекрестный опрос
4 класс «Родина» Создать условия для развития воображения и творческого мышления при иллюстрировании песни (цветотерапии [6]) Изобрази на доске то, что ты представляешь, прослушивая песню о Родине. [Приложение 1] -Песню учитель выбирает сам; -Рисует сразу весь класс на школьной доске
Русский язык
2 класс «Текст.» Создать условия для актуализации знаний по теме «Текст» «Да-нетка». Отметь плюсом те утверждения, с которыми ты согласен, а с которыми не согласен, отметь минусом. 1)Текст состоит из нескольких предложений. 2)Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. 3)Текст обязательно имеет заголовок 4)Текст состоит из одного предложения 5)Текст не всегда имеет заголовок 6)Текст всегда большой по объему 7)Текст может быть не большим по объему -Проводится взаимопроверка  
2 класс «Текст». Создать условия для развития устной речи и воображения при описании кадров к рассказу. Представь, что ты мультипликатор и тебе необходимо создать иллюстрации к одному из 3 текстов. Подумай, к какому тексту можно подобрать больше всего кадров, объясни почему. Расскажи, что ты изобразишь на каждом из кадров. [Приложение 2]  
4 класс «Правописание безударных падежных окончаний» Актуализировать знания по изученному ранее материалу. Расскажи все, что ты знаешь о букве –а. Например: гласная буква, окончание существительного женского рода, окончание глагола прошедшего времени женского рода и т.д. -задание можно использовать с разными буквами в разных классах.  
3 класс. «Начальная форма глагола» Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Начальная форма глагола» при помощи «опорной таблицы» в виде грозди винограда. Составь виноградную гроздь по вопросам учителя таким образом, чтобы получилась опорная таблица. [Приложение 2] Начальная форма это-… Глагол вы в начальной форме отвечают на вопросы: … Глаголы оканчиваются на…; - «виноградную гроздь» заранее готовит учитель
3 класс «Глагол» Создать условия для обобщения темы урока «Глагол» при помощи кластера. Составь обобщающий кластер по теме «Глагол». -сначала учащиеся индивидуально составляют кластер, а потом учитель вместе с учениками составляет итоговый кластер на доске, ученики фиксируют все на отдельном листе.
Математика
2 класс   «Таблица умножения на 2» Создать условия для развития внимания при решении задач, а так же во время прослушивания у учащихся происходит процесс представления содержании я- это развивает творческое мышление. Запиши ответы к задачкам-стихам. Будь внимателен. [Приложение 3] -можно использовать при устном счете  
2 класс «Подготовка к контрольной работе.»   Создать условия для актуализации знаний по таблице умножения на 2 и на 3. «Математический футбол». Реши примеры и «забей гол» в нужные ворота. [Приложение 3] -задания подходят для устного счета -один ученик становится судьей -поле с примерами и ворота с ответами заранее готовит учитель.
3 класс Задание применимо для любых уроков. Создать условия для развития мышления и актуализации знаний таблицы умножения на три. Запишите трехзначное число, у которого каждая последующая цифра больше предыдущей втрое.  
3 класс Задание применимо для уроков геометрического материала. Создать условия для развития абстрактного, логического и творческого мышления при помощи геометрической задачи. Выложи из счетных палочек такую же фигуру. С помощью 5 палочек раздели фигуру на 5 одинаковых квадратов. Убери одну палочку, чтобы получилось 4 одинаковых квадрата. [Приложение 3] -задание выполняется индивидуально -проверяется при помощи интерактивной доски
3 класс Можно использовать на любому уроке. (в качестве устного счета) Создать условия для развития логического и творческого мышления. Запиши числа 4, 22, 0, 13, используя 4 раза цифру 1 и знаки действий. Например: 11-11=0 -работа выполняется индивидуально
Окружающий мир
2 класс «Московский Кремль» Развивать умения учащихся в поисковой деятельности, расширить кругозор учащихся по данной теме. Составьте Лингвокульторологический портрет слова [7] Кремль, используя дополнительную литературу. Узнайте значение слова Кремль; 1) Напишите ваши ассоциации со словом Кремль; 2) Подберите синонимы к слову Кремль; 3) Подберите пословицы и поговорки со словом Кремль; 4) Найдите 2 стихотворения о Кремле; 5) Найдите картины, на которых изображен Кремль. -часть работы может идти в качестве домашнего задания.  
3 класс   «Птицы родного края.» Создать условия для запоминания птиц родного края, а так же создать условия для развития воображения у учащихся во время процесса представления птицы по описанию. Угадайте название птицы по ее описанию: -Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой прелестной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнёзда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка.) -Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. Эта птица обследует все трещины и щели в коре дерева и ловко достаёт насекомых своим тонким клювом. (Поползень.) -Эта птица живёт в наших краях круглый год. Она похожа на ворону, только вдвое меньше её и вся чёрная, а вокруг шеи серые пёрышки, будто платочком повязана. (Галка.)  
3 класс «Наше питание» Распредели продукты, относящиеся к здоровому питанию и вредную пищу Создать условия для составления списка вредных и полезных продуктов, а так же для развития у учащихся навыков распределять на группы. -учитель заранее готовит макеты продуктов, чтобы учащиеся могли рассмотреть состав каждого продукта.
3 класс «Ориентирование на местности»   Создать условия для закрепления материала по данной теме, а так же для развития внимания у учащихся начальной школы. Представь, что ты учитель. Найди ошибки в тексте и исправь их. Однажды летом мы с ребятами пошли гулять в лес. Погода стояла тёплая, даже жаркая и снегу было по колено. Мы решили идти строго на север (где тут север, мы заранее спросили у лесника), чтобы потом возвращаться строго на восток. Мы шли по смешанному лесу, где росли только одни берёзки. Через полчаса мы решили сориентироваться на местности и посмотрели на солнце, которое недавно встало и решили: что если встать к солнцу спиной, то запад будет впереди, а восток – слева. Но Ваня сказал, что ориентироваться лучше всего по муравейникам, потому что у них более пологая сторона всегда идёт на север, а другая – на юг. Мы поспорили и достали план местности, который заранее захватил с собой Дима. На плане было написано: “План лесопарка. Масштаб: 1 см = 100 м”. Мы стали измерять его линейкой и Вася сказал, что план неправильный, потому что до нашего дома по плану 9 см, значит это 90 метров, а мы свой дом даже и не видим. Тут Лёша добавил, что мы вообще не здесь находимся, потому что на плане в этом месте нарисован какой-то шарик с хвостиком и возле него линия из чёрточек, а вокруг никаких шариков нигде не летает. Мы остановились, и не знали, что делать. Было тихо, только где-то рядом тихонько шумел родник.  
3 класс «Насекомые», «Природные стихии», «Водоемы». Создать условия для определения темы урока и совместного целеполагания, а так же для развития внимания и творческого мышления у учащихся начальных классов. Расшифруйте ребусы и укажите, что лишнее. [Приложение4] -задания нужно использовать на этапе урока «Постановка темы и совместное целеполагание»  






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.