Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие творческого мышления у учащихся в начальной школе






После того, как было подробно рассмотрено понятие «Творческое мышление» необходимо указать, каковы же особенности развития творческого мышления у младшего школьника. Важно учесть соотношение между интеллектом и продуктивным (творческим, «креативным») мышлением. Создатели первых вариантов тестовых методик Бине-Симона считали совершенно очевидным, что «коэффициент интеллекта» — IQ непосредственно связан с творческим мышлением, входящим в интеллект. Более поздние исследования показали, что дети с высоким IQ далеко не всегда хорошо решают задачи творческого характера. Представляют значительный интерес те показатели, по которым судят о творческом мышлении. К ним относятся: оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение; беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; способность найти новые, непривычные функции ответа или его части. Дж. Гилфорд считает, что все интеллектуальные способности в какой-то мере творческие, но наиболее явно они проявляются в дивергентном мышлении как способности давать необычные ответы на стандартизированные тесты. П. Торренс полагал, что в творческом мышлении появляется способность к постановке проблем, чувствительность к недостаткам в имеющихся знаниях, возможность построения гипотез об отсутствующих элементах эти знаний [12].

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Нужно понимать, что данный тип мышления не всегда является ведущим у того или иного учащегося, а является для учителя объектом интенсивного развития, так как одной из основных задач современного учителя является воспитание не ординарно, не стандартно мыслящей личности. Поэтому следует рассмотреть особенности данного типа мышления. При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических особенностей именно творческого мышления и отделения творческого мышления от нетворческого. Эту проблемы можно выразить следующим вопросом: какое мышление следует считать творческим: то, в котором рождается что- то новое для данного человека, или то мышление, в котором появляется нечто новое для всех людей? В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев творческим все же называется мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки. И так, выделим основные особенности развития творческого мышления:

- Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся — обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее.

- Развитие творческого мышления не может быть реализовано без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления.

- Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

- Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учёта основных особенностей детского творчества и знания психических особенностей данного возраста [14].

-В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.

-Необходимыми условиями развития творческого мышления в процессе обучения будут и формирование благоприятного эмоционального и интеллектуального фона класса.

-В настоящее время огромное значение имеет формирование у детей общеучебных умений и навыков, то есть умения учиться. Развитие творческого мышления не зависит от успеваемости ученика, но способствует повышению его успеваемости.

-Еще одна особенность творческого мышления заключается в том, что в решении известных или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями.

-Творчески мыслящий человек не довольствуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задач, почти всегда стремится отыскать всевозможные способы решения одной и той же задачи.

-Так же следует отметить то, что еще одна отличительная черта творчески мыслящего человека заключается в том, что он стремится среди всех возможных способов решения задачи найти самое лучшее решение и максимально усовершенствовать его.

-Поиск и эффективное использование подсказок при решении задачи так же является особенностью творческого мышления. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказки, даже если они очевидны.

-Особое внимание в третьем классе необходимо обратить на конструирование собственных творческих заданий. На этом этапе отбор материала для заданий лучше осуществлять коллективно. А первое творческое задание составить на основе материала, отобранного педагогом.

Согласно Дж. Рензулли (одного из известных американских специалистов в области обучения одарённых детей) умение творчески мыслить складывается из нескольких компонентов:

1. В первую очередь интеллектуальные особенности.

2. Знания, имеющиеся у ребёнка.

3. Настойчивость (мотивация).

4. Благоприятная окружающая среда.

И так, кто же такой творчески мыслящий человек?

-как правило это всегда неординарная личность, не похожая на большинство других людей;

-это критически настроенный человек, который склонен критиковать мышление не только других людей, но и критически относиться к своему мышлению;

-это такой человек, который сознательно стремится быть непохожим на окружающих людей;

-это человек, который не терпит психологического давления в свой адрес, он всегда стремится поступать по-своему и не терпит, когда кто-то пытается командовать;

-творчески люди не боятся привлекать к себе внимания.

Из данного материала можно сделать вывод о том, что необходимо учитывать все индивидуальные особенности каждого учащегося, развивая творческое мышление. Так же необходимо делать акцент и на присущем ему типе мышления. И только тогда, когда между данными компонентами возникнет взаимосвязь, начнется активное и результативное развитие личности.

Как ранее было указано, развитие творческого мышления не может быть реализовано без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих людей [15]. Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо подбирать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Только творчески мыслящей человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, учебе, при принятии решений в повседневной жизни. Для этого и необходимо внедрять в учебный процесс задания нестандартного характера. При помощи таких заданий учащиеся смогут в дальнейшем быстрее ориентироваться в различных ситуациях, и им удастся творчески подойти к решению поставленной задачи. Но прежде чем мы приступим к разработке практической части научного исследования, необходимо изучить само понятие «Нестандартное задание».

 

1.3 Понятие «Нестандартное задание»

Труд современного человека приобретает все более творческий характер. Процесс творчества - сложный и многогранный. Главное в нем- умение создавать новые предметы сначала в идеальном виде, то есть в виде идей, замыслов идеальных устройств, а затем воплощать эти идеи и замыслы в конкретных условиях. Это умение формируется с раннего возраста и развивается далее в профессиональной деятельности. Важным отличием творческого мышления, как было уже указано ранее, является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Необходимость творческой деятельности возникает у человека в ситуациях нового вида. Другими словами: творческая ситуация- это ситуация, в которой человек осознает необходимость осуществления целенаправленной деятельности в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у него опыта. Задачей учителя в процессе обучения учащихся творческой деятельности, в которой развивается творческое мышление, является преобразование учебно- творческой деятельности обучаемых в их объективное творчество. Решение этой задачи во многом зависит от того, удастся ли педагогу направить развитие деятельности учащихся от процесса достижения цели к процессу самостоятельного усмотрения учащимися ситуации нового вида и к самостоятельному осознанию ими в этих ситуация общественно значимых целей деятельности [16]. Так что же должен учитывать учитель организуя работу с творческим заданием? Прежде всего необходимо рассмотреть сам термин «Нестандартное задание». После чего изучить его особенности и требования к организации и проведению. Тогда, когда будут учтены все особенности задания данного вида, будет происходить интенсивное развитие творческого мышления у учащихся начальной школы. И так, рассмотрим понятие «Нестандартное задание».

Необходимо отметить, что некоторые школьные программы рассчитаны на развитие творческого мышления у учащихся. Преследуются следующие цели:

-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

Можно ли развить творческое мышление у человека? Данные, которыми располагает современная психологическая наука, не позволяют пока что однозначно, утвердительно или отрицательно, ответить на этот вопрос. Среди множества обычных людей встречаются не так уж много творчески мыслящих, одаренных. Это говорит о том, что тать по желанию творческой личностью не так уж просто. Кроме того, до сих пор неоднократно предпринимавшиеся попытки развивать творческое мышление у детей и взрослых людей, которые не проявляли склонности к творчеству, не привели к значительным успехам. Нередко творческий потенциал передается от поколения к поколению по наследству. Это говорит в пользу того, что талант и творческие способности, а следовательно, и творческое мышление может быт врожденным. Поскольку генетически предопределенное не развивается по влиянием обучения и воспитания, можно сделать вывод о том, что возможности развития творческого мышления являются ограниченными. Без развитой системы образования значительные достижения творческой мысли людей практически не возможны. Для этого необходимо изучить подробнее требования к организации учебной деятельности с применением нестандартных заданий

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.