Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые хранилища Киевской Руси, древние архивы, музеи, библиотеки






Первыми хранилищами Киевской Руси были:

·Казна Княжьего двора - центральный общегосударственный архив;

·местные архивы (хранили посадники);

·архивы храмов и монастырей (хранились особо важные документы)

В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор. В результате его деятельности и таких должностных лиц, как печатник (хранитель княжеской печати), металник (исполнил обязанности секретаря в суде) и писец, возникали документы, отлагавшиеся в Казне (черная книга). Именно там собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей, договора с Византией, княжеские грамоты, судебные решения и так далее.

Наиболее известными центрами хранения документов, кроме Казны Княжьего двора, являлись:

· Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве;

· Софийский собор в Новгороде;

· соборы и монастыри в городах Киевской Руси.

Архивные документы использовались в юридической, хозяйственной, идеологической жизни, во внешних сношениях Киевской Руси с соседними странами, прежде всего с Византией. Документы являлись основой летописей, благодаря чему многие из них дошли до нас в списках.

По мере развития феодальной раздробленности русских земель происходило обособление и их архивов. При сохранении прежнего набора особо значимых документов, мест их хранения, их использования появляется определенная специфика архивного дела периода раздробленности.

Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых - покровителей города, а, следовательно, оберегателей его ценностей.

Большими комплексами документов складывались в церковных учреждениях и монастырях: грамоты князей на пожалование угодий и привилегий, записи разных вкладов, рукописные книги и так далее.

В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее (с ростом документооборота и с возрастанием роли документации) стали называться книгохранилищами.

В ХI в. появляются первые исторические сочинения - летописи. Эта поистине драгоценная капля позволяет представить, сколь многообразна, трудна и насыщенна была жизнь в те времена. Создавались они на основе документов, содержавшихся в княжеских и архивах при соборах.14

Также были берестяные грамоты. Это письма и документы на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (также найдены при раскопках) на специально подготовленной березовой коре. Большинство берестяных грамот - частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые грамоты шуточного содержания. 15Есть берестяные грамоты, содержащие протесты крестьян против помещиков, списки хозяйственных повинностей и обязательств, политические новости, а также денежные документы, завещания. Самые ранние берестяные грамоты, датированы XI-XII вв. были найдены в Новгороде.16

Также возникали личные библиотеки и архивы. Сын Ярослава Мудрого, Святослав, собрал большое количество рукописей. Богатая коллекция имелась у курского посадника. Собирали письменные источники также бояре, дружинники и монахи.

Вместе с зарождением феодальных поместий в процессе их деятельности возникают феодальные архивы. Помимо княжеских, монастырских, церковных, появляются и городские архивы. Специфическая черта феодальных архивов - дробность и множественность. Их документы активно использовались - например, в ежедневной хозяйственной деятельности, в летописании.

Однако от времени Древнерусского государства до нас дошло не так уж много остатков архивов, не много архивных документов. Документы гибли во времена восстаний, стихийных бедствий (особенно пожаров и наводнений), во время нашествий неприятеля: так, в 1203 году, когда половцы взяли Киев, разграблению подверглись Св. София и Десятинная церковь, в которых хранились книги и документы. Однако многие документы этого времени гибли уже позже - в XVI-XVII веках из-за того, что современники не видели в них исторической ценности и использовали старые документы на пергамене в качестве поделочного или вспомогательного материала - например, оклеивали ими крышки переплетов книг.

В этот период, так же, как и в предыдущий, письменные ценности еще не были обособлены ни от текущего канцелярского делопроизводства, ни от книжных собраний, ни от материальных ценностей и сокровищ. Все они по-прежнему хранились в скотнице, в казне.

В каждом княжестве имелись свои княжеские скотницы, в которых отлагались различные документы. Документы феодальных княжеств нередко в междоусобицах переходили из рук в руки.В XII-XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде.17

Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными грамотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отлагались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.18

Расширялись связи с другими государствами. Например, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо торговых заключались и дипломатические соглашения, особенно после отражения немецко-шведской агрессии в XIIIв. Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов.

Возникают и многочисленные церковные и монастырские «архивы». Компетенция церкви была весьма обширной: кроме собственно церковных дел, ее ведому подлежал и ряд гражданских и уголовных дел. Церковь помимо собственных конфессиональных обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы. Обычными исполнителями письменного делопроизводства церкви были низшие церковнослужители - дьяки. Из них и формируются кадры делопроизводителей и хранителей документов, на которых стали возлагаться канцелярские обязанности и в светских делах. С XIV века термин «диак» стал и синонимом должности лица, ведущего письменное делопроизводство Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора - «ряда».

Диаков стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак», «дьяк» с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Документы церкви хранились при главе русской православной церкви - митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы - в церквях монастырей. В этот период свои «архивы» складываются в Новгородской и Псковской феодальных республиках, прежде всего как результаты деятельности вечевых собраний. Но документы откладывались не только в них. Новгородские купцы вели свои торговые дела компаниями, у каждой компании был свой святой покровитель - свой патрон, в честь которого строились церкви. Вокруг этих храмов сосредоточивалась деловая жизнь компании. Кроме того, документы отлагались и в гостиных дворах - немецком, тверском, псковском, полоцком, смоленском и других.

Первые архивы в Киевской Руси возникли при княжеских дворах, в монастырях и церквах. После образования Русского централизованного государства в Москве в 16 в. возник Царский архив, куда вошли документы тверских, рязанских, смоленских, черниговских, ярославских и др. князей и значит, количество материалов о внутреннем управлении и внешних сношениях Русского государства со странами Западной Европы и Востока. В начале 17 в. во время польско-шведской интервенции Царский архив был частично вывезен в Польшу, а оставшиеся материалы поступили в Посольский приказ. В начале 18 в., в результате реформ Петра I, по Генеральному регламенту коллегий (1720 г.), архивы учреждений (Сенат, коллегии, Синод) отделены от текущего делопроизводства и переданы в ведение особых лиц – архивариусов.19

Древняя библиотека состояла из хранилища рукописных текстов, открытых для пользования разным категориям лиц в зависимости от того, кому принадлежала библиотека и от того, кто и когда ею пользовался. При таких библиотеках обычно существовали и скриптории, ведавшие хранением и перепиской рукописных книг.

библиотеки заключают в себе письменные материалы, служащие проводниками различных отраслей знания и потому размноженные механическим (машинным) способом.

Древних библиотек было много. О большинстве из них мы можем только догадываться. О другой части древних библиотек наши сведения кратки и отрывочны. Но всё же до нас дошли свидетельства и рассказы о достаточном числе личных и общественных библиотек. Разделения библиотек и архивов тогда не было. Правильнее бы просто говорить о хранилищах письменных документов в древние времена. Однако, получилось так, что такие неразделённые хранилища также называют библиотеками.

В музеях могут находиться также оригиналы и копии письменных памятников, которые не только по содержанию (а иногда и независимо от него), но и со своей внешней вещественной стороны отличаются показательностью, характеризующей черты быта и формы творческой работы человека в ту или иную эпоху.20

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.