Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель






ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель. Основные сочине­ния: " Исследование о происхождении языка" (1772), " Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), " Идеи к философии истории че­ловечества" (1784—1791), " Письма для поощрения гу­манности" (1793—1797) и др. На формирование фило­софских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у ко­торого Г. учился, будучи студентом теологического фа­культета Кенигсбергского университета, а также немец­кий философ-иррационалист И.Г.Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставников на­всегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольно­думца, одного из духовных вождей движения " Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестант­ского пастора, — с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, харак­теризующийся пробуждением первых ростков недове­рия к рационалистическим принципам раннего Просве­щения, повышенным интересом к проблемам личности

и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой но­вой философско-просветительской программы были изложены Г. в " Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний — Рига, Париж, Гамбург, Страсбург — Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую долж­ность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него про­буждается интерес к естественным наукам; вместе с Ге­те он много занимается биологией, увлекается филосо­фией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтези­ровать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического раз­вития мира, прослеживаемого на разных уровнях еди­ного мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредо­точены в сфере социальной философии: проблемы ис­тории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает глав­ный труд своей жизни — " Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраз­дельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в разви­тие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руко­водствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демон­стрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с воз­никновения солнечной системы и постепенного форми­рования Земли. В этом смысле история общества пред­стала как бы непосредственно примыкающей к разви­тию природы, а ее законы как носящие столь же естест­венный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней цер­ковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих си­лах развития общества, выделив в качестве таковых це­лую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном по­ступательном развитии человеческого общества, кото­рые долгое время оставались непревзойденным образ­цом общесоциологической и историко-культурной мыс­ли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый ев-

ропоцентризм). Своеобразным продолжением и логи­ческим развитием " Идей к философии истории челове­чества" явились " Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гума­низма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Кан­та развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, ак­центирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории филосо­фии и благодаря той острой полемике, которую он в по­следние годы своей жизни вел с Кантом и его филосо­фией, посвятив ей такие работы, как " Метакритика критики чистого разума" (1799) и " Каллигону" (1800). Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априориз­ма), за отрыв явления от " вещи в себе" и отсутствие ис­торизма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессио­нальных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исто­рические взгляды оказали большое влияние на все по­следующее развитие немецкой философии, но особен­но теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей — Державина, Карамзина, Жуковского, Гого­ля и др.

Т. Г. Румянцева






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.