Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Юридические лица






 

План лекции

1. Понятие и признаки юридического лица.

2. Способы организации юридических лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный, договорно-правовой.

3. Порядок создания юридических лиц: учредительные документы (устав, учредительный договор), государственная регистрация.

4. Органы юридического лица. Наименование и местонахождение юридического лица. Представительства и филиалы.

5. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

6. Виды юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.

 

1. В соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, признаками юридического лица являются:

1) организационное единство, т. е. внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юридического лица и их подчиненность единому руководящему органу. Характер и степень организованности юридического лица закрепляется в его уставе, либо в учредительном договоре и их комбинациях;

2) имущественная обособленность, которая означает, что юридическое лицо должно иметь обособленное, только ему принадлежащее имущество, отграниченное от имущества иных субъектов. В том случае, если юридическими лицами являются несобственники имущества, оно может быть за ними закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения означает, что имущество передано собственником предприятию с правом владения, пользования и распоряжения для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, установленных собственником или уполномоченным им органом и действующими законодательными актами. К юридическим лицам, имущество у которых находится на праве оперативного управления, относятся учреждения, осуществляющие в отношении закрепленного за ними имущества правомочия владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества;

3) имущественная ответственность означает, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание;

4) выступление в гражданском обороте от своего имени, т.е. заключение сделок от собственного имени. Своими юридическими действиями они приобретают для себя и осуществляют имущественные и неимущественные права и несут обязанности, создают возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом;

5) при возникновении спора юридические лица сами выступают в качестве истцов или ответчиков в суде.

При наличии этих признаков предприятия (учреждения, организации) приобретают статус юридического лица и могут самостоятельно выступать в гражданском обороте.

 

2. Создание юридических лиц – последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Выделяют несколько способов образования организаций:

1) распорядительный характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий;

2) разрешительный предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом (например, создание холдинга производится с согласия антимонопольного органа). Таким способом образуются кооперативные и общественные организации;

3) явочно-нормативный – не требует согласия каких-либо третьих лиц, в т.ч. государственных органов. Регистрирующий орган проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдение порядка образования. Данный способ предполагает образование юридических лиц, основанных на частной, совместной и смешанной формах собственности;

4) договорно-правовой, когда юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого организациями или гражданами. В данном порядке образуются хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны.

Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий: 1) инициатива образования; 2) подготовка учредительных документов; 3) согласование наименования создаваемой коммерческой организации с регистрирующим органом; 4) формирование уставного капитала; 5) государственная регистрация.

 

3. Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами.

Целями государственной регистрации являются:

♦ осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

♦ проведение налогообложения;

♦ получение сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

♦ предоставление всем участникам гражданского оборота информации о субъектах хозяйственной деятельности.

Деятельность незарегистрированных субъектов хозяйствования запрещена, а доходы, полученные от нее, взыскиваются в судебном порядке в пользу государства.

Регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 (в ред. Декрета от 17 декабря 2002 г. №29 с послед. изменениями и дополнениями) регистрирующими органами по месту нахождения юридического лица с занесением их в государственный реестр юридических лиц Республики Беларусь. За регистрацию организации взыскивается плата, размер которой устанавливается в зависимости от организационно-правовой формы создаваемого субъекта хозяйствования. Регистрация должна быть произведена в течение установленного срока (30 дней) со дня подачи документов с приложением всех необходимых документов.

Определены органы, осуществляющие государственную регистрацию. К ним относятся: облисполкомы (Минский горисполком); Национальный банк; Министерство финансов; администрации свободных экономических зон; местные исполнительные и распорядительные органы, а также администрации в городах, в случаях делегирования им таких полномочий.

Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее незаконны и такие действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Таким образом, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Юридическое лицо действует в соответствие с его учредительными документами. Согласно ст. 48 ГК юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Устав разрабатывается и утверждается его учредителями (участниками). Его подготовка может осуществляться в соответствии с Типовым или Примерным уставом о юридическом лице данного вида.

В том случае, если юридическое лицо создается одним учредителем, оно осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного этим лицом.

В уставе юридического лица должны быть указаны наименование юридического лица, подчиненность юридического лица, внутренняя структура, система органов и их компетенция, место нахождения и т.д.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных пред­приятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

В отличие от устава, который утверждается, учредительный договор юридического лица заключается учредителями (участниками). Учредительный договор предусматривает обязанность учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, а также регла­ментирует условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, вопросы управления деятельностью юридического лица и др.

Как и любой участник гражданского оборота юридическое лицо должно обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность юридического лица означает способность иметь гражданские права и возлагать на себя гражданские обязанности, не противореча­щие его учредительным документам и действующему законодательству.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации и может быть общей (универсальной) или специальной.

Общая (универсальная) правоспособность означает, что юридическое лицо вправе иметь все права и нести все обязанности юридического лица, за исключением тех прав и обязанностей, которые могут осуществлять лишь определенные юридические лица. Так, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо может иметь лишь такие гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, указанным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 45 ГК).

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Участники гражданского оборота также должны обладать дееспособностью. Дееспособность юридического лица означает возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности. Для каждого предприятия, учреждения, организации возможности реализации гражданской дееспособности различны. В целом же это означает совершение различного рода сделок, заключение договоров, защиту прав юридического лица в суде, а также исполнение принятых на себя обязанностей. В отличие от дееспособности физических лиц, дееспособность юридических лиц возникает и прекращается одновременно с правоспособностью. Поэтому, употребляется только термин «правоспособность» в отношении всех юридических лиц, под которой понимается и дееспособность.

 

4. В соответствии со ст. 49 ГК юридические лица приобретает гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Органы юридического лица составляют люди (коллективы), которые вырабатывают, определяют, отражают и исполняют волю юридического лица, т.е. осуществляют управление им.

Органы юридического лица, управляющие его деятельностью, могут быть единоличными и коллегиальными.

К единоличным органам относятся директор, управляющий, президент, которые назначаются или нанимаются для управления юридическим лицом. Единоличные органы действуют на основе единоначалия, но руководитель (директор, управляющий и т.д.) подотчетен собственнику имущества.

Единоличный орган самостоятельно решает вопросы по управлению деятельностью юридического лица в соответствии с уставом и действующим законодательством.

Единоличный руководитель вправе распоряжаться имуществом и средствами юридического лица, давать указания, связанные с исполнением служебных обязанностей, обязательные для всех работников, заключать договоры от имени юридического лица и т.д. Он без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях, организациях, во внешних отношениях.

В том случае, если во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо действует через своих представителей, руководитель этого юридического лица выдает им доверенность.

К коллегиальным органам относятся собрание, конференция, президиум совет, правление. Например, в кооперативах, хозяйственных обществах и товариществах таким коллективным органом управления является общее собрание или собрание уполномоченных.

Собрание, президиум, совет, правление решают все вопросы самоуправления данного юридического лица в соответствии с его уставом и действующим законодательством. Они могут назначаться собственником имущества (например, руководитель государственного предприятия – вышестоящей государственной организацией), на­ниматься для выполнения обязанностей органа по договору с собственником или органом, уполномоченным собственником, путем заключения трудового договора (контракта) для выполнения обязанностей руководителя юридического лица, избираться на общем собрании.

Каждое юридическое лицо должно иметь свое наименование (форму), под которым оно выступает в гражданском обороте.

В п.1 ст. 50 ГК указано, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Это позволяет индивидуализировать юридическое лицо как субъекта гражданского права.

Однако в наименовании юридического лица не допускается использование указаний на официальные названия государств, за исключением государственных органов, а также названий, использование которых противоречит нормам общественной морали.

Фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации. Фирменное наименование дает исключительное право использования его при совершении сделок, на вывесках, счетах, в рекламных целях.

Место нахождения юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 50 ГК определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Конкретное место нахождения юридического лица (адрес) указывается в его учредительных документах.

Точное определение места нахождения юридического лица необходимо для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении его обязательств.

В целях территориального расширения сферы деятельности юридические лица вправе открывать представительства и филиалы. Такое право является одновременно и одним из способов индивидуализации юридического лица и элементом его правоспособности. Осуществление вида (видов) деятельности, а также выполнение представительских функций не должно выходить за пределы устава и действующего законодательства

Представительством, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГК, является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Представительства и филиалы имеют различное предназначение. Представительства создаются для вспомогательных операций не в месте нахождении самого юридического лица. Располагаясь по месту непосредственного нахождения, они здесь представляют интерес юридического лица и осуществляют его защиту. В сущности, представительство осуществляет одну или несколько функций, имеющих целью обеспечить основную деятельность юридического лица

Представительства, как правило, открываются крупными предприятиями по месту нахождения основных поставщиков и потребителей и т.д.

Филиалом согласно п. 2 ст. 51 ГК является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Филиалы создаются, как правило, для осуществления непосредственной деятельности юридического лица в другом месте. Такого рода деятельность может осуществляться и не в полном объеме. Это происходит, в частности, в том случае, если производственное объединение открывает филиал. В данном случае филиал не в состоянии охватить весь производственный процесс объединения.

Если сравнивать представительства и филиалы, то предмет деятельности филиала, как уже было отмечено, совпадает с деятельностью самого предприятия, от­крывшего филиал. Если представительские функции сводятся к заключению договоров, контролю за их исполнением, рекламированию деятельности своего предприятия, то филиал ведет производственную или иную хозяйственную деятельность. Иными словами, функции филиала шире, чем представительства (п. 2 ст. 51 ГК).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом теми юридическими лицами, которые их создали. Назначение руководителей филиалов и представительств также осуществляется юридическими лицами. Юридические действия от имени этого юридического лица указанные руководители совершают на сновании выданной им доверенности.

 

5. Прекращение юридического лица может осуществляться путем его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) – это преобразование юридического лица без прекращения деятельности в соответствии с действующим законодательством.

При реорганизации юридического лица должно соблюдаться правопреемство.

Одновременно с переходом имущественных прав юридического лица пере­ходят и личные неимущественные права этого лица, за исключением случаев предусмотренных законом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать данные по обязательствам реорганизованного юридического лица всех кредиторов и должников, включая и оспариваемые обязательства.

Реорганизация может производиться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Законодательством предусмотрено, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена и по решению уполномоченных государственных органов или суда, в соответствии с п.2 ст. 53 ГК.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Это правило не распространяется на случаи реорганизации в форме присоединения.

Учредители (участники) юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации юридического лица, должны известить кредиторов реорганизуемого предприятия, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения имеющихся обязательств и возмещения убытков.

Ликвидация – это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Случаи и порядок ликвидации юридического лица регулируются статьями 57 и 59 ГК. Из них следует, что прекращение деятельности юридического лица может быть осуществлено как в добровольном, так и в принудительном порядке.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по истечению срока и тех целей, ради которых оно создано.

В принудительном порядке ликвидируется по решению хозяйственного суда в случаях:

♦ осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

♦ осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с неоднократными или грубыминарушениями законодательства;

♦ систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица.

Юридическое лицо может быть также ликвидировано, если оно является коммерческой организацией либо действует в форме потребительского кооператива или благотворительного фонда, в случае признания его несостоятельным (банкротом).

Положение о ликвидации юридического лица вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяется на казенные предприятии (п. 4 ст. 57 ГК).

Прежде чем объявить юридическое лицо несостоятельным (банкротом), принимаются меры по выводу его из такого состояния, разрешению его экономических проблем (антикризисное управление) по итогам которого при отсутствии оснований продолжения деятельности юридического лица, оно ликвидируется.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в случае при знания судом недействительными данных регистрации в связи с допущенными нарушениями законодательства, которые нельзя устранить.

Учредители (участники) юридического лица, суд или орган, принявшийрешение о ликвидации юридического лица, устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Они также обязаны немедленно письменно известить орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, который в свою очередь вносит в реестр юридических лиц сведения, что данное юридическое лицо находится в стадии ликвидации. Ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, образованной учредителями (участниками) юридического или органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационная комиссия обязана:

♦ известить письменно кредиторов и заинтересованные стороны о ликвидации юридического лица;

♦ сосредоточить денежные средства юридического лица на едином счете в одном банке;

♦ составить отчет об имуществе юридического лица, включая находящееся под залогом;

♦ подготовить план его ликвидации, закончить текущие дела;

♦ осуществлять поэтапную реализацию собственности ликвидируемого юридического лица в интересах заинтересованных сторон;

♦ представлять кредиторам, суду, государственным контролирующим и налоговым органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, о ходе процесса реализации собственности;

♦ подготовить заключительный отчет о проведении ликвидации юридического лица и представить его в суд.

На основании утвержденного плана ликвидации осуществляется распродажа имущества. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица проводится в том случае, если имеющиеся денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов.

После ликвидации юридического лица удовлетворение претензий кредиторов должнику производится в следующей очередности:

1) осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся с субъекта хозяйствования, в связи с его ответственностью за причинение вреда жизни или здоровью;

2) осуществляются расчеты по выплате выходных пособий и по оплате труда с членами трудового коллектива, а также производился выплата вознаграждения по авторским договорам;

3) вносятся платежи (задолженность) в бюджет и внебюджетные фонды;

4) производится удовлетворение требований кредиторов по долговым обязательствам, обеспеченным залогом имущества;

5) погашаются другие обязательства должника, а также проводятся другие необходимые мероприятия.

После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

Долговые обязательства, неудовлетворенные за недостатком имущества, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Юридическое лицо считается ликвидированным с момента исключения из государственного реестра.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.