Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






N Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта






Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.

Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.

n Исследованию лидерства и выявлению характеристик лидера посвящено большое число работ в отечественной психологии. Проблему лидерства рассматривали Л.И. Уманский, И.П. Волков, Р.Л. Кричевский, В.И. Зацепин, Н.П. Аникеева, Я.Л. Коломинский и др.

Вопрос лидерства был впервые поставлен в отечественной психологической науке в 20-х гг. ХХ в. Одним из первых ученых, изучавших эту проблему был Н.Г. Михайловский. Он рассматривал лидерство с точки зрения противопоставления своего понятия о лидере как обычном человеке с «теоретическим» его видением. В дальнейшем проблема лидерства рассматривалась в возрастных, девиантных аспектах. В дальнейших исследованиях изучение лидерства проводилось на основе концепции вожачества и категории вожака в основном в детских группах.

М.Р. Битянова высказывала мнение, что лидера порождают не столько личные качества, сколько структура взаимоотношений в конкретной группе, которая создается и определяется целями и ценностными нормами группы. На базе этих ценностей выявляется лидер группы.

По мнению И.П. Волкова и Ю.И. Емельянова, лидерство формируется в пределах трех факторов: ситуации, группы и характеристик личности лидера.

Различные мнения в освящении проблемы лидерства определяются тем, что этот вопрос может рассматриваться с разных позиций: организации группы, организации общения и др. При выявлении понятия лидерства ученые-психологи делают акцент на одном или нескольких аспектах вопроса лидерства, но при этом учитывая другие. Однако вне зависимости от сторон рассмотрения понятия лидерства всегда учитывается влияние лидера. Поэтому лидером определяется тот, чьи установки референтны, то есть являются эталонами для большинства членов группы. Кроме того, лидер – это лицо, обладающее властью, авторитетом и правом на влияние и оценку. Приведём несколько определений лидерства, сформулированных различными исследователями

Л.И. Уманский считает, что «лидерство – степень ведущего активного влияния личностей-членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач».

Одной из первых теорий лидерства была теория «великого человека», которая рассматривала лидеров как представителей «особой породы». В конце XIX в. ученые пытались выделить черты лидера. Однако различные мнения в выделении качеств лидера не позволили создать единую модель лидера.

Во второй половине ХХ в. вопрос лидерства изучался не с позиции врожденных или сформированных качеств личности, а с позиции поведенческих реакций лидера на различные ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.