Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о памяти






Г. Эббингауз: Занимался изучением закономерности запоминания. ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Своими опытами Эббингауз пытался проследить зависимость механической памяти от четырёх условий:

1.объёма заучиваемого материала, или числа слогов; 2. числа сделанных повторений; 3. промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением; 4. способа построения слоговых рядов.

Единицей прочности запоминания он брал число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения данного ряда.

«Кривая забывания»: около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго.

«Эффект края»: лучше всего запоминается материал, находящийся вначале и в конце.

Срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания.

Установил, что осмысленное запоминания в 9(?) раз быстрее зазубривания.

Изучение различных проблем педагогики: аамять ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше. Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации.

Рекомендации педагогам и родителям: инф., которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным. Инф. которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться.

Р. Аткинсон: трехкомпонентная система памяти.

Структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками:

1.блок сенсорных регистров (СР), где инф. хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции;

2. кратковременное хранилище (КВХ), где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания;

3. долговременное хранилище (ДВХ), объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических кодов.

Информация сначала попадает в СР, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в КВХ, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в ДВХ. Там и остается, может потеряться только доступ.

П.И.Зинченко:

Запоминается то, на что направлена деятельность.

Эксперименты: Испытуемым предлагалось 15 карточек с картинками, в уголке каждой карточки была написана цифра.

В первой серии эксперимента предлагалась познавательная задача (не мнестическая!) – разложить карточки на группы по содержанию изображенных на ней предметов. Затем нужно было припомнить, какие предметы и цифры были на карточках. Экспериментальная гипотеза подтвердилась – испытуемые хорошо запоминали предметы, поскольку именно они выступали в качестве объекта деятельности, и почти не помнили цифр, хотя последние постоянно находились в поле внимания. Во второй серии эксперимента в качестве объекта выступали цифры – нужно было выкладывать карточки по возрастанию написанных на них чисел, и результаты были аналогичными: цифры запоминались хорошо, а картинки практически не запоминались (рис. 18). Показатели запоминания представляют собой среднее арифметическое от количества правильно названных картинок или чисел в группе испытуемых. По результатам эксперимента было сформулировано общее правило: запоминается то, на что направлена деятельность.

В тех случаях, когда картинки и числа были предметом деятельности, отмечается закономерная тенденция к повышению показателей их запоминания с возрастом. Показатели запоминания фоновых раздражителей выражают противоположную тенденцию: чем больше возраст, тем они меньше. Этот факт объясняется особенностями деятельности по выполнению заданий у младших школьников. Наблюдения показали, что младшие школьники и особенно дошкольники медленнее входили в ситуацию опыта; чаще, чем средние школьники и тем более взрослые, отвлекались другими раздражителями. Поэтому числа в первом опыте и картинки во втором привлекали их внимание и становились предметом побочных действий...

Итак, эксперимент Зинченко подтвердил основное предположение: запоминание есть продукт активной деятельности с объектами, которая является основной причиной непроизвольного запоминания их.

Процессы:

Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. 1 из мех-мов – ассоциации: Сеченов: мы запоминаем предметы не изолированно, а «группами или рядами». По степени активности протекания этого процесса: произв. и непроизв.

Сохранение этап обработки инф.в памяти, хар-ся долговременным удержанием воспринятой инф. в скрытом от сознания состоянии. Не просто удержание – материал подаергаеся постоянным внутр.преобразованиям.

Забывание постепенное уменьшение возможности припоминания и воспроизведения инф.

Узнавание опознание воспринимаемого объекта благодаря осознанию того, что он уже известен по прошлому опыту.

Воспроизведение восстановление и реконструкция в сознании того, что было воспринято ранее. В отл. от узнавания, не требует повторного предъявления стимула.

Произвольное воспроизведение – припоминание. Аткинсон: материал в долговр.памяти остается навсегда. теряется не материал, а «ключ» к припоминанию.

Нарушения непосредственной памяти:

Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти: Основой дифференциации психологических проявлений индивидуальных особенностей психической деятельности от психопатологических симптомов является верная и точная феноменологическая оценка клинически наблюдаемого признака. Как бы хорошо испытуемый ни разбирался в психологии и психиатрии, он не сможет критично оценить свое состояние и осознать наличие некоторых симптомов, поэтому нужна точная диагностика.

Расстройсва памяти — снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение.

Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое — снижение, второе — выпадение памяти, третье — ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.

Гипомнезия — ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.

Амнезия — отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.

Различают: ретроградную амнезию — когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.; антероградную — когда забывается то, что было после заболевания.

Один из основоположников отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хроническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встречающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом.

Корсаковский синдром. При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий. Больной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии — конфабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляция. Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.

Псевдореминисценции — искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.

Гипермнезия — усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.

Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности надо поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.

Парамнезия – нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях. Парамнезия характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом. Парамнезии подразделяют на криптомнезии (искажение воспоминаний) и на эхомнезии.

- обманы памяти при нарушении сознания, " ложные воспоминания"; чаще всего - расстройства памяти, среди коих выделяются обманы:

1) по типу уже виденного - когда происходящее в данный момент кажется знакомым, уже некогда пережитым, - криптомнезии;

2) по типу смешения следов памяти - контаминации;

3) по типу ложных воспоминаний, имеющих повторный характер - эхомнезии.

В появлении парамнезии в норме важную роль играют эмоции и аффекты; типичны, в частности, переоценка влияния собственной личности на исход некоих событий прошлого.

В современной психологии медицинской установлена связь парамнезии с состояниями пограничными (стресс, острое и хроническое утомление), с психастенией и другими изменениями функционирования цнс.

Прогрессирующая амнезия – постепенно прогрессирующее ослабление памяти, вплоть до ее опустошения. При этом, в соответствии с Законом обратного хода памяти, сначала нарушается память на текущие события, на то, что было недавно, затем на события последних лет, в то время как далекое прошлое может еще значительное время сохраняться в памяти. П.А. характерна, в частности, при дисциркуляторной энцефалопатии.

НАРУШЕНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ (просто прочитайте, надо въехать в эксперимент и тогда можно рассказать просто-как чел.не сможет запомнить с пом. «напоминалки»)

Работами советских психологов показано, что память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко и др.). Как известно, этот метод, предложенный А. Р. Лурия, состоит в следующем. Испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания он должен придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается время выполнения этого задания.

Таким образом, задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием, а это возможно только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержит понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может оттормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, выполнение этого задания возможно при определенном уровне обобщения и отвлечения и позволяет судить о степени обобщенности и содержательности образуемых испытуемых связей.

Нарушение памяти как проявление измененной мотивационной сферы: ( прочитали, поняли, стерли J)

«Эффект Зейгарник»

Незавершенные задачи запоминаются лучше. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней: желание проверить себя, свои возможности, желание себе эксперим-ру показать, что хорошо справляется, из чувства «долга», «вежливости». Т.е. у любого испытуемого возникает какой-то мотив, ради которого он выполняет задание. При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении. Применительно к приведенным данным можно сказать, что деятельность памяти актуализировала ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации.

Другая группа фактов, доказывавших роль мотивационного компонента в структуре памяти, заключалась в следующем: если этот эксперимент проводился с испытуемыми в состоянии усталости или в ситуации насыщения, то тенденция к превалированию при воспроизведении незавершенных действий тоже не обнаруживалась, так как в этой ситуации не формировалась тенденция к завершению.

Вытеснение - защитный механизм, который вытесняет из сознания какие-то способные вызвать тревогу идеи, события или восприятия.

Динамические нарушения памяти - при сосудистых заболеваниях головного мозга у больных, перенесших черепно-мозговые травмы, при некоторых интоксикациях мнестическая деятельность может носить прерывистый характер. Подобные нарушения обычно проявляются в сочетании с прерывистостью всех психических процессов. Память в данном случае является индикатором неустойчивости, истощаемости умственной работоспособности больных в целом. Одним из показателей динамического нарушения памяти является возможность ее улучшения при применении средств опосредования, к чему больные прибегают в повседневной жизни.

Соотношения нарушений памяти и внимания: нарушения памяти часто сопровождаются нарушением внимания. Так, неспособность сосредотачивать внимание негативно сказываются на способности произвольного запоминания.

Методики диагностики:

«Триграммы» (Завьялова) – изучение особ-тей долговрем. памяти.

Стим.мат: карточка, в кот. представлены 4 ряда, состоящих из 5-букв.слова, 2-знач.числа и бессмысл.слога. Всего 11 вариантов карточек.

Задача: заучить и 2 раза безошибочно воспроизвести.

Экспериментатор фиксирует время и кол-во правильно воспроизв.элементов через установл.время (5-24 часа).

«Устойчивость к интерференции» (Лурия, модиф.Завьялова)

Выявл. объем кратковр. зрит.памяти и помехоустойчивости к гомогенной интерферирующей деят-ти – эта хар-ка очень чувствительна к мозговым нарушениям. Прим. с 7 лет.

Стим. материал – 2 набора из 9 карточек с изобр. геом. фигур.

Показываются последовательно 9 карточек.Задача – запомнить и зарисовать фигуры в любом порядке.2-я проба – 2-ой набор.Затем нужно снова зарисовать 1-ый без повторного предъявления.

«Доминирующий тип памяти» - выявление ведущего типа памяти. (индивидуальн.)

Стим.мат: 4 набора слов по 10 в каждом. Эксперимент сост. из 4 опытов. 1)слова предъявляются на слух 2)зрительно 3)мот-слух.(исп-ый «записывает» ручкой в воздухе 4) комбинорованный: эксп-р зачитывает, исп. записывает. воспроизведение через 10 секунд.

«Субъективный опросник памяти» (СОП) (индивидуальн).

Bennet-Levy, Powell. Адаптация – Завьялова, Карастелин, Тихонов.

Цель: выявление собств.оценки своей памяти. 2 группы вопросов: 1. собственно мнестические(содерж. конкретную задачу – запомнить и сохранить инф. 2. вопр., исслед. личностную регуляцию поведения.

Оценка изменения памяти в патологич. и предпатологич. случаях.

«Пиктограммы»

А.Р.Лурия. Предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти.

Для исп., у которых не менее 7 классов образования.

Нужно подготовить 12-16 слов и выражений для запоминания («Дружба», «счастье», «темная ночь»..). Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память. Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: " На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово...»

Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал, объяснить рисунок.

Проверяется - Уровень развития опосредованного запоминания, Операция символизации-доступна/затруднена. Адекватна ли смысловая связь? Т.е. как человек объясняет рисунок.

У шизофреников – бессодержательность ассоциаций, искаженная логика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.