Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Априорные синтетические сужде­ния — в критике чистого разума Канта — одна из групп в совокупности априорного знания; разновид­ность априорных суждений






АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕ­НИЯ — в " Критике чистого разума" Канта — одна из групп в совокупности априорного знания; разновид­ность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знание является новым, по сравнению со знанием, за­ключенном в субъекте. В суждениях данной разновид­ности имеет место, по Канту, новое соединение, новый синтез знаний, поэтому он и называет их синтетически­ми, " расширяющими" суждениями. Роль А.С.С. в позна­нии, по Канту, чрезвычайно важна. Так, если аналитиче­ские суждения (а они своим предикатом ничего не при­соединяют к понятию субъекта, а только разлагают его на части путем анализа, которые уже мыслились в нем) необходимы для познания в том плане, что придают " требующуюся для уверенного и широкого синтеза" от­четливость нашим понятиям, то А.С.С. являют собой, согласно Канту, конечную цель всего нашего познания, действительно выстраивая все его новое здание и требуя непрестанного обращения к опыту. Кант акцентирует внимание на А.С.С. еще и потому, что в них находит свое выражение такая способность человеческого по­знания, как приобретение не просто новых, но и облада­ющих статусом всеобщности и необходимости знаний, воплощающих в себе по сути цель любого познаватель­ного процесса. Эти всеобщность и необходимость до­стигаются, однако, не посредством апелляции к опыту, который, в принципе, не способен дать такого знания, а благодаря особым познавательным способностям чело­века. Наивысшего воплощения эти способности дости­гают в науке, истины которой, как считает Кант, и явля­ют собой постоянно добываемые и обновляемые А.С.С. Такие суждения уже существуют, т.е. возможны. Главной проблемой всей " Критики чистого разума" становится вопрос о том, как они возможны. Как вообще возможно новое, истинное знание, обладающее непререкаемой все­общностью и необходимостью? Вся архитектоника глав­ной кантовской работы представляет собой последова­тельную конкретизацию этой центральной проблемы, которая оформляется в три тесно связанных между со­бой вопроса: а) как возможны априорные суждения в ма­тематике? б) как возможны априорные суждения в есте­ствознании? в) как возможны априорные суждения в ме­тафизике? Отвечая на них, Кант одновременно исследу­ет присущие всем людям познавательные способности, или формы познания, применяемые в этих областях зна-

ния, — чувственность, рассудок и разум. Постепенно Кантом выдвигается на первый план вопрос о возмож­ности А.С.С. в метафизике; последний, в свою очередь, трансформируется в проблему ее (метафизики) возмож­ности как науки вообще со своим специфическим пред­метом, проблематикой, языком и т.п. [См. также " Кри­тика чистого разума" (Кант).]

Т.Г. Румянцева






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.