Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последние доказательства, подтверждающие Поступательное движение наций






 

Существуют также и другие совпадения явлений и причин, определяемые Основаниями нашей Науки; они подтверждают то Естественное Поступательное Движение, которое нации проделывают за свою жизнь. Большая часть этих совпадений в разных местах и беспорядочно была уже упомянута, здесь же они объединяются и располагаются в порядке естественной последовательности Человеческих Гражданских Вещей.

 

Прежде всего Наказания. Во времена Семей они были чрезвычайно жестоки, как, например, наказания Полифемов; в этом состоянии Аполлон сдирает шкуру с живого Марсия. Та же жестокость продолжала существовать и в Аристократических Республиках; поэтому Персей своим щитом, как мы выше разъяснили, превращает в камень тех, кто смотрит на него. Наказания у греков назывались

Π α ρ α δ ε ί γ μ α τ α 678 в том же смысле, в каком Латиняне называли exempla примерные кары; и во времена вернувшегося варварства, как мы уже отметили выше, " обычными наказаниями" назывались наказания смертью. Поэтому и в Спарте, Республике, как мы говорили, Аристократической, Законы были дикими и жестокими, по мнению как Платона, так и Аристотеля: согласно этим законам славнейший царь Агис должен был быть удавлен Эфорами. Согласно таким же законам в Риме, пока он был аристократическим по состоянию, славный победитель Гораций должен был быть голым избит розгами и затем повешен на несчастном дереве (и о том, и о другом было сказано выше по другому поводу).

 

По Законам XII Таблиц осуждался на сожжение живым тот, кто поджег хлеба своего соседа; низвергались с Тарпейской скалы лжесвидетели; живыми разрезали на куски несостоятельных должников; от такого наказания Тулл Гостилий не избавил Метия Фуффетия, равного себе царя Альбы и своего неверного союзника; а еще раньше сам Ромул был разорван на куски Отцами из-за простого подозрения в умысле против Государства (пусть это будет сказано для тех, которые стремятся утверждать, что такое наказание никогда не практиковалось в Риме). - Позднее появились милостивые наказания, применяемые в Народных Республиках, где повелевает большинство; так как последнее состоит из слабых, то оно естественно склонно к состраданию. Знаменитого преступника Горация, который под влиянием героического гнева убил свою сестру, плакавшую во время народной радости, римский народ освободил от наказания magis admiratione virtutis, quam jure caussae615, по изящному выражению Ливия, отмеченному выше: мы слышали, что при мягкости, свойственной народной свободе, Платон и Аристотель во времена свободных Афин порицают Спартанские законы, и совершенно так же Цицерон679 кричит, что бесчеловечно и жестоко присуждать к такому наказанию римского всадника Рабирия, повинного в мятеже. Наконец, дело доходит до Монархии, где Государям доставляет удовольствие слышать привлекательный титул " Милосердных".

 

Дальше, в варварских войнах героических времен разрушали взятые города, а побежденное население превращали в толпы поденщиков и рассеивали по деревням, чтобы возделывать поля победителей (то были, как мы говорили выше, материковые героические колонии). Затем, вследствие великодушия Народных Республик, до тех пор, пока они направлялись своими сенатами, у побежденных отнимались лишь права героических народов, но им предоставляли совершенно свободно пользоваться " Естественным Правом человечных народов" (как его называл Ульпиан); поэтому с распространением завоеваний все те права, которые впоследствии назывались propriae civium Romanorum 680, ограничивались одними лишь Римскими Гражданами; то были: браки, отцовская власть, suitas, agnatio, gentilitas, квиритская, т. е. гражданская собственность, mancipatio, usucapio, stipulatio, завещания, опека и наследование; все свободные нации до своего покорения имели такие гражданские права в качестве своих собственных. Наконец, дело дошло до Монархий, которые стремились при Антонине Пии681 из всего римского мира сделать один-единственный Рим; желание сделать один-единственный Город из всего Мира характерно для великих Монархов; так, например, Александр Великий говорил, что для него весь мир - один Город, а кремль в нем - его Фаланга. Поэтому Естественное Право Наций, осуществлявшееся Римскими Преторами в Провинциях, в конце большого промежутка времени стало руководящим и для законов самого Рима, так как отпало Героическое Право Римлян над Провинциями: ведь Монархи стремятся уравнять всех подданных своими законами; Римская Юриспруденция, которая в героические времена основывалась исключительно на Законах XII Таблиц, а позднее, во времена Цицерона, как он сообщает в книге " De Legibus" 682, начала руководиться Эдиктом Римского Претора, в конце концов, начиная с императора Адриана и дальше, целиком занялась Edictum perpetuum, составленным Сальвием Юлианом почти исключительно из Провинциальных Эдиктов.

От маленьких округов, которыми хорошо управляли Аристократические Республики, через завоевания, к которым особенно склонны Свободные Республики, дело, в конце концов, доходит до Монархий, которые тем более прекрасны и величественны, чем они больше.

От пагубной подозрительности Аристократий, через волнения Народных Республик, нации, в конце концов, приходят к тому, что находят покой в Монархиях.

Все рассмотренное в настоящей книге характерно для нашей Науки, прежде всего и главным образом в свойственном ей аспекте Вечной Идеальной Истории, согласно которой протекают во времени Истории всех наций — в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце. Такая Вечная Идеальная История должна быть объяснена как бы из своих особых оснований и должна заканчиваться в Аксиомах LXVI, LXVII и LXVIII, а также в XCV и XCVI, к которым она должна быть сведена, как к своим источникам. Кроме того, как бы в виде следствия из такой Вечной Идеальной Истории, наша Наука в аспекте Системы Естественного Права Народов вырастает, как плоды из семян, из Аксиом с ХС по CIX: в них встречается все то, что здесь было сказано по этому поводу, а тем самым оказалось доказанным, что Римляне, которые предоставили руководить собою Божественному Провидению посредством человечных нравов, соответственно своей человечной общественной практике определяли право в теории своих законов, как каждый знает, так: Jus Naturale Gentium Divina Providentia constitutum409. Это право мы рассматривали главным образом при помощи римских нравов во всем настоящем Произведении и, в частности, в этой книге, чего не делал Гроций. Под влиянием своей великой любви к истине он провозглашает, что его Система направляет и даже уточняет всякое познание Бога. Но такого права не может направлять ни одна Система, если она не начинает с познания провидящего Бога. Зельден предполагает его. Пуфендорф серьезно не говорит о нем, так как начинает с совершенно Эпикурейской гипотезы о человеке, брошенном в наш мир без всякой заботы и помощи Бога. И вследствие тщеславия ученых все трое согласно думали, что народы, потерявшиеся в греховном скитании, соблюдали в обычаях такое же Естественное Право, как и Евреи, просвещенные истинным Богом, и что они поняли его благодаря Философам, которые лишь много времени спустя после основания наций были просвещены отчасти светом Всеобщей Вечной Юстиции.

 

Нам хотелось бы, наконец, показать, как этому порядку человеческих гражданских вещей, телесному и сложному, соответствует порядок чисел, вещей абстрактных и чистейших. Правления начались с Одного в Семейных Монархиях, затем перешли к Немногим в Героических Аристократиях; они распространились на Многих и Всех в Народных Республиках, где или все, или большая часть образует общественный разум: наконец, они вернулись к Одному в Гражданских Монархиях. Даже в самой природе чисел нельзя усмотреть ни более подобающего, не иначе упорядоченного разделения, как один, немногие, многие и все, причем немногие, многие и все сохраняют каждый в своем виде принцип одного. И так как числа, по словам Аристотеля683, состоят из неделимостей, и, пройдя через все, нужно снова начинать с одного, то и вся История Человечества заключена между Монархиями Семейными и Гражданскими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.