Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об охране Сословий






 

Охрана Сословий началась во времена божественные с Ревности (поэтому выше мы видели ревнивую Юнону, Богиню торжественных браков), чтобы благодаря ней появилась достоверность Семей вопреки гнусной Общности женщин. Такая Охрана - естественное свойство Аристократических Республик, которые стремятся сохранить родство, наследование, а тем самым богатства и благодаря им - могущество в замкнутых Сословиях Благородных. Поэтому у нации очень поздно появляются законы о наследстве; так, например, Тацит рассказывает632, что у Древних Германцев вообще не было никакого завещания; а Царь Агис, желавший ввести такой закон в Спарте, был за это удавлен Эфорами, стражами господской Свободы у Лакедемонян, как было сказано в другом месте. Ведь завещание Телемаха, рассказанное Гомером и сообщенное Юстинианом в " Institutiones", было личным дарением на случай смерти (mortis causa); необходимость его признается на войне, чтобы имущество солдат, умирающих во время сражения, не оставалось без обладателя; от этого осталась та вечная особенность, что солдат, делающий завещание в предвидении сражения, может умереть pro parte testatus, pro parte intestatus. Из этого становится понятным, насколько неправы были Декораторы ЗаконовХП Таблиц, помещая в таблице XI главу " auspicia incommunicata plebi sunto", так как первоначально от ауспиций зависели все гражданские права, как публичные, так и частные, сохранявшиеся в замкнутом сословии Благородных; частным правом были браки, отцовская власть, suitas, agnatio, gentilitas, наследование по закону, завещание и опека, как мы говорили выше; итак, установив в первых десяти Таблицах, что все эти права предоставляются плебсу, т. е. установив законы, характерные для народной Республики (в особенности Закон о Наследовании), затем, в XI Таблице, одной единственной Главой они создают Республику совершенно Аристократическую. Но при всей этой путанице все же они говорят (хотя только в порядке предположения) одну лишь истину, и притом следующую: действительно, в двух последних Таблицах в законы перешли некоторые древние обычаи Римлян; а это удостоверяет нам, что Древнеримское Государство было Аристократическим.

 

Однако вернемся к нашей теме. Когда повсюду Род человеческий укрепился в результате торжественных обрядов при бракосочетаниях, тогда возникли народные Республики, и еще много позже - Монархии. В них посредством смешанных браков с Плебеями и наследования по завещаниям была нарушена замкнутость сословия Благородных, вследствие чего постепенно и богатства ушли из Благородных Домов (так как выше полностью было доказано, что до 309 года от основания Рима, когда Римские Плебеи добились, наконец, от Патрициев приобщения к коннубиям, т. е. к праву заключать торжественные браки, Плебеи заключали лишь браки естественные). Но даже и в этом столь несчастном состоянии, почти, что презреннейших рабов, как нам об этом рассказывает Римская История, Плебеи не могли претендовать на то, чтобы породниться с Благородными. В этом заключается одна из тех величайших вещей, о которых мы говорили в первом издании настоящего Произведения: если не подвести наших Оснований под Римскую Юриспруденцию, то Римская История оказывается еще более невероятной, чем Мифическая История Греков, как ее рассказывали нам до сих пор; относительно последней мы не знали, что именно она хотела сказать; относительно же Римской Истории мы ощущали в нашем существе совершенно обратный порядок человеческих желаний: в истории получалось так, что несчастнейшие люди с самого начала претендовали на благородство в распре из-за коннубий, потом на почести в споре из-за допущения их к Консульству и, наконец, на богатства в последней претензии на Жречество, тогда как в соответствии с общей и вечной гражданской природой люди сначала жаждут богатств, потом - почестей и в конце концов - благородства. Поэтому необходимо приходится сказать, что после того как плебеи добились от благородных dominium certum на поля посредством Законов XII Таблиц (выше мы показали, что это был второй в мире Аграрный Закон), и так как они оставались еще чужестранцами (ибо такая собственность допускалась и для чужестранцев), тогда они на опыте убедились, что не могут передавать ее ни в порядке законного наследования (ad intestate) своим родственникам (не заключая между собой торжественных браков, они не имели ни suitas, ни agnatio, ни gentilitas), ни еще того меньше - в порядке завещаний (in testamento), так как они не были гражданами (и не следует этому удивляться, так как Плебеи были людьми весьма мало разумными, как нам доказывают это законы Furia, Voconia, Falcidia, - все три были Плебисцитами): плебеи особенно в них нуждались, так как законом Falcidia они осуществили, в конце концов, свое давнишнее желание, состоящее в том, что наследство не должно поглощаться легатами. Поэтому, убедившись через три года, что после смерти плебея, отведенные ему поля возвращаются к благородным, Плебеи под видом коннубий выставили претензию на Гражданство, как это было рассмотрено выше. Однако Грамматики, смущенные Политиками, которые воображали, что Рим был основан Ромулом в таком состоянии, какое характерно для современных городов, - эти Грамматики, говорим мы, не знали, что Плебеи героических городов в течение многих веков считались чужестранцами и что именно поэтому они заключали между собою естественные браки; в силу этого Грамматики не замечали, что они защищают как расходящееся с фактами, так и словесно не совсем латинское выражение: в Истории сказано, что Плебеи tentarunt Connubia Patrum, а не cum Patribus633 (законы о Коннубиях говорят, например, так: patruus non habet cum fratris filia connubium634), как об этом говорилось выше; если бы Грамматики это заметили, то они, несомненно, поняли бы, что Плебеи претендовали не на право родниться с Благородными, но на право заключать торжественные браки, принадлежавшее Благородным.

 

Если рассмотреть теперь порядок наследования по закону, как он устанавливается Законами XII Таблиц (умершему Отцу Семейства наследуют в первую очередь sui, при отсутствии их - agnati, а если нет и их, то gentiles), то Законы XII Таблиц окажутся для Римлян Салическим Законом, которого в первые свои времена придерживалась также и Германия. Поэтому можно предполагать, что такой же закон существовал и у других первых наций времен вернувшегося варварства. В конце концов, он остался во Франции, а вне Франции - в Савойе. Это право наследования, весьма удобно для наших целей, Бальдус называет Jus Gentium Gallarum635; совершенно так же такое римское право наследования (agnati и gentiles) справедливо можно назвать Jus gentium Romanarum636, а если прибавить слово Heroicarum637, что более соответствует Romanum, то мы получили в точности Jus Quiritium Romanorum638; выше мы доказали, что это право и есть Естественное Право, общее для всех Героических Народов. Ничто, как будто, не меняется в сказанном нами по поводу Салического Закона, исключающего женщин из права Престолонаследия, если даже женщина Танаквиль правила Римским Царством: ведь в Героическом способе выражения это значит, что царствовал слабодушный Царь, которым правил ловкий Сервий Туллий; он захватил римское царство при поддержке Плебса, которому он уступил первый Аграрный Закон, как было показано выше. Рассказывая об этом Аграрном Законе у Греков, Ливии определяет его в общей форме по следующему вечному свойству: facem ad accendendum adversus optimates plebem639, так что Аграрный Закон так же прошел через все нации, разрушая Аристократические Республики, как разобранные нами Законы XII Таблиц прошли повсюду, водворяя Свободные Республики, и как открытый нами Царский Закон также прошел повсюду, устанавливая Монархии. Аналогично такой именно Танаквиль в героическом способе выражения времен вернувшегося варварства женщиной называли папу Иоанна (против этого мифа Леоне Аллаччи написал целую книгу), так как он обнаружил большую слабость, уступая Фотию, патриарху Константинопольскому (как это хорошо отметил Барониус, а после него - Спонданус). Итак, устранив эту трудность, мы по-прежнему утверждаем, что первоначально Jus Quiritium Romanorum обозначало Jus Naturale Gentium Heroicarum Romanarum640. И совершенно так же при императорах существовало такое право, которое Ульпиан определяет в следующих полных серьезной важности словах: Jus Naturale Gentium Humanarum641; оно вводится в народных Республиках, а еще того больше - при Монархиях; поэтому и заглавие " Institutiones" нужно было бы читать так: De Jure Natural! Gentium Civili642, не только отбрасывая запятую (вместе с Германом Вультеусом) между словами natural! и gentium, но и союз et перед словом civili и добавленное Ульпианом второе слово - Humanarum. Ведь Римляне должны были придерживаться своего собственного права, такого, каким они ввели его в век Сатурна и каким они сохраняли его сначала в обычаях, а потом в законах: Варрон также в своем великом Произведении " De Rerum Divinarum et Humanarum" рассматривал все Римские вещи как имеющие исключительно туземное происхождение, совершенно не смешанные ни с чем иностранным.

 

Вернемся теперь к героическому римскому наследованию. Мы имеем очень много и весьма сильных поводов сомневаться в том, что во времена древнего Рима дочери обладали правом наследования, так как у нас нет ни малейшего основания предполагать у Героических Отцов хоть какое нибудь чувство нежности, но очень много и весьма сильных поводов предполагать совершенно противоположное. Ведь Законы XII Таблиц призывали агната643 даже седьмой степени, чтобы отстранить от наследования своему отцу сына если он окажется эмансипированным, так как Отцы семейства обладали суверенным правом над жизнью и смертью, а тем самым и деспотической собственностью на приобретение своих сыновей. Отцы заключали браки за своих сыновей, чтобы ввести в свои дома женщин, достойных их дома (эта История рассказана нам словом spondere - " помолвить", в буквальном смысле - " обещать за другого", откуда sponsalia - " помолвка"); они рассматривали усыновление как тот же брак, чтобы укрепить приходящие в упадок семьи, выбирая чужих, но доблестных отпрысков; они рассматривали эмансипацию как наказание и кару; они не понимали легитимации, так как конкубинаты практиковались только с вольноотпущенницами и чужестранками, с которыми в героические времена не заключалось торжественных браков, чтобы сыновья не теряли благородства своих дедов; завещания их из-за всякого ничтожного повода или аннулировались, или нарушались, или не достигали своих целей, дабы вступало в силу наследование по закону. Настолько были они по самой своей природе ослеплены блеском своего личного имени и, следовательно, так сильно горели они по самой своей природе за славу их общего римского имени! Таковы нравы Аристократических Республик, т.е. Республик Героических, и все эти особенности соответствуют Героизму первых народов (это место следует сопоставить с тем Королларием в Книге II, где говорится о Героизме первых народов). Достойна размышления грубейшая ошибка Ученых Декораторов Законов XII Таблиц, тех самых, которые утверждали, что эти законы были перенесены в Рим из Афин: будто у Римских Отцов семейства наследование ab intestate (еще до того, как эти Законы появились в Риме), наследование по завещанию и по закону должно было отходить в тот класс вещей, которые назывались nullius, или же в класс выморочного имущества. Другое размышление делает это еще более отчетливым: из-за Аграрных Законов Плебеи устраивали великие революции, но из-за других героических споров не происходило ни одной, так как первые касались таких вещей, которые не были связаны с личностью благородных и которыми плебеи могли обладать и не будучи благородными; но коннубии, консулаты и жречество были связаны с личностью благородных, и плебеи добивались их постольку, поскольку благами от них они пользовались вместе с благородными. Таким образом, во время мира эти споры шли только о почестях, и поэтому на войне они принуждали плебеев совершать великие подвиги (как это было выставлено в Аксиомах 644), чтобы доказать благородным, что плебеи достойны их прав, в чем однажды Сестий, плебейский трибун, упрекнул благородных. Эту великую истину знали, хоть и не слишком отчетливо, с одной стороны Макиавелли, который говорит, что причина римского величия заключалась в величии Духа Плебеев, а с другой стороны — Полибий, который относит ее к римскому благочестию, так как, добавим мы, Отцы говорили, что все Героические Права составляют их собственность, ибо sua essent auspicia646. При таком нашем объяснении оба эти писателя могут обвинить Плутарха в зависти, так как он делает из римского величия кузницу римского благополучия, и заметить Торквато Тассо, что он не вполне с ним справился в своем " Ответе Плутарху".

 

Однако чтобы мир не вернулся снова к гнусной Общности вещей, Провидение установило так, что достоверность собственности охранялась таким способом наследования, а вместе с ним сохранялась и Форма Аристократических Республик. Поэтому наследование по закону у всех первых наций естественно должно было соблюдаться до того, как стали известны завещания; последнее характерно для Народных Республик, а еще того больше - для Монархий.

 

На основе примера Древних Германцев мы можем предполагать существование такого же обычая у всех первых варварских народов. Тацит нам ясно рассказывает, что Салический Закон соблюдался также и в Германии, почему мы и высказали только что предположение, что он повсеместно соблюдался нациями во времена второго варварства.

 

Поэтому же Юристы Поздней Юриспруденции под влиянием источника тех бесчисленных ошибок, которые перечислены в настоящем Произведении (а именно - стремления судить о вещах неизвестных, относящихся к первым временам, по своим собственным позднейшим временам), думали, что Законы XII Таблиц призывали дочерей семейства к наследованию своим отцам (если они умерли без завещания) посредством слова suus, так как считалось, что мужской род этого слова относится также и к женщинам. Однако Героическая Юриспруденция, о которой так много говорилось в настоящих Книгах, принимала слова законов в их самом строгом значении, так что слово suus не означало ничего другого, кроме сыновей семейства. Непобедимым доказательством этого служит формула установления о Родившихся после смерти отца, введенная на много столетий позже Галлом Аквилием; она выражена так: si quis natus natave erit646, из опасения, что в одном слове natus не заключено также понятие и дочери, родившейся после смерти отца. Юстиниан не знал всех этих вещей, так как он говорит в " Институциях", что Законы XII Таблиц словом adgnatus называли в равной мере и агнатов-мужчин и агнатов-женщин и что впоследствии Средняя Юриспруденция сузила этот закон, ограничив понятие агната одними единокровными сестрами. На самом же деле должно было происходить совершенно обратное: первоначальное слово suus распространялось на дочерей семьи, а впоследствии слово adgnatus - на единокровных сестер. Таким образом, хоть и случайно, но совершенно правильно эта Юриспруденция была названа " Средней", так как, начиная с таких случаев, она стала смягчать строгость Законов XII Таблиц; и появилась она после Древней Юриспруденции, которая охраняла эти Законы с особенной педантичностью к словам (и о первой и о второй подробно говорилось выше).

 

Однако, когда Власть перешла от Благородных к Народу, тогда последний начал ощущать нежность кровного родства, так как Плебс полагает все свои силы, все свои богатства, все свое могущество в большом количестве детей (до своего вступления в брак дети являются доходом и прибылью для отцов); до этого Плебеи героических городов не должны были чувствовать ее, так как они воспитывали своих детей для того, чтобы сделать из них рабов Благородных; последние понуждали плебеев производить зачатие в такое время года, чтобы роды приходились на весну и чтобы вследствие этого дети рождались не только здоровыми, но и сильными; поэтому они назывались vernae, как утверждают Латинские Грамматики, и отсюда же, как было сказано выше, простонародные языки назывались vernaculae. Матери должны были скорее всего ненавидеть своих детей, так как они чувствовали только муки, рожая их, и только неприятности, кормя их грудью, не получая от них никакой радости или житейской пользы. Но многочисленность Плебеев в такой же мере была опасна для Аристократических Республик (их называют Республиками немногих), в какой она возвеличивала Народные Республики, а еще того больше - Монархии; отсюда то особенное покровительство, которое оказывают Императорские Законы женщинам на случай опасностей при родах и родовых муках. Поэтому со времен народной свободы Преторы начали принимать во внимание право кровного родства и оберегать его посредством bonorum possessio647; они начали лечить своими средствами недостатки или дефекты завещаний, чтобы получили распространение богатства, являющиеся единственным предметом восхищения для простого народа.

 

Когда же впоследствии появились Императоры, которым внушал опасение блеск знати, тогда они начали помогать развитию прав Человеческой Природы, общей как для плебеев, так и для благородных; началось это с Августа, занявшегося укреплением фидеикомиссов648, первоначально не обязательных для наследников; и он добился того, что за время его жизни они получили принудительную для наследников силу, и последние действительно должны были передавать имущество лицам, не обладавшим до того правом наследования. Затем последовало - множество сенатусконсультов649, уравнявших когнатов и агнатов. В конце концов, появился Юстиниан; он уничтожил различие между легатами и фидеикомиссами, смешал четверти Falcidia и Trebellianica, слабо различал Завещание от Codicillus650, а в наследовании ab intestate во всем решительно уравнял агнатов и когнатов. Таким образом, последние Римские Законы были настолько расточительны, оказывая покровительство Последней Воле, что если в древности завещание оказывалось опороченным из-за всякого малейшего повода, теперь предписано было всегда истолковывать его так, чтобы оно скорее сохраняло свою силу, чем теряло. Под влиянием культуры народные Республики любят детей, а Монархии хотят, чтобы отцы были заняты любовью к детям, так как уже отпало циклопическое право отцов семейств над личностью детей, а вместе с тем отпало и право отцов на их приобретения; поэтому Императоры ввели сначала peculium castrense для имущества сыновей, приобретенного на войне, а потом распространили его на peculium quasi castrense, чтобы удержать их на дворцовой службе; наконец, чтобы удовлетворить сыновей, не бывших ни солдатами ни учеными, Императоры ввели peculium dventicium651. Они значительно ослабили действие отцовской власти и в отношении усыновленных посредством adoptio, ограничив ее лишь узким кругом немногих родственников; они повсеместно одобряли усыновление посредством arrogatio652, хотя и возникали некоторые трудности, если граждане из состояния отца семейства становились подчиненными чужой семьи; они считали эмансипацию благодеянием; они придали легитимации per subsequens matrimonium полную силу торжественных браков653. Но больше всего, как им казалось, их величию мешала отцовская власть - imperium paternum, и они приказали называть ее patria potestas654; они следовали в данном случае примеру, показанному весьма предусмотрительно Августом чтобы не вызывать ревности у народа, будто он стремится отнять у него его Imperium, Август принял титул Potestas tribunicia, т. е. Покровителя Римской Свободы, так как Плебейские Трибуны обладали фактической властью (potesta), но у них никогда не было imperium в Республике; так, например, во времена того же Августа, когда один Плебейский Трибун приказал Лабеону идти перед собою, тогда этот совершенно правильно отказался повиноваться ему, ибо плебейские Трибуны не обладали imperium. Ни Грамматики, ни Политики, ни Юристы не заметили, почему в продолжение споров о предоставлении Консулата плебсу Патриции, чтобы удовлетворить плебеев, не предрешая в то же время предоставления им imperium, нашли такой выход: выбирать юенных Трибунов, частью Благородных, частью Плебеев, cum consular! potestate, как мы всегда читаем в Истории, но не cum imperio consular!, чего мы никогда не читаем в Истории, и Тацит, стремящийся при помощи характерных особенностей слов делать свои политические указания, в начале " Анналов" говорит: Jus tribunorum militum655, пользуясь этим общим словом " право", а не характерным и важным " imperium"; и совершенно так же научно он сказал выше: Decemviralis potestas, так как первый год была законная власть (imperium), на второй год, пополнившись в результате насилия Аппия еще девятью лицами, Децемвир стал Тиранией (в Истории их так и называют десятью Тиранами), И таким образом он стал фактической властью (potestas), но не властью на законном основании. Поэтому свободная Римская Республика может быть выражена в следующем изречении, разбитом на тригаасти: Senatus auctoritas, populi imperium, tribunorum plebis potestas656. Из всего этого ясно видно, как мало понимал в природе человеческих гражданских вещей Жан Воден, который стремился доказать, что в его родной французской Монархии была остановлена отцовская власть (patria potestas) Древних Римлян! Оба эти слова сохранились в Законах с их прирожденным изяществом: imperium говорится о высших мвгистратах, как то Консулах и Преторах, причем imperium paспространяется вплоть до права присуждать к смерти, a potestas говорится применительно к низшим магистратам, например к эдилам, и modica coercitione continetur657. Наконец, когда Римские Принцепсы распространили свое милосердие на все человечество, тогда они начали оказывать покровительство и рабам; они обуздали жестокость Господ по отношению к их несчастным рабам; они расширили действие и ограничили торжественную сторону manumissio; гражданство, которое раньше давалось только Великим Чужестранцам, имеющим большие зйслуги перед Римским Народом, они давали всем и каждому, даже тому, у кого отец был рабом, лишь бы его мать была (вободной и родилась в Риме, хотя бы в качестве вольноотпущенницы. Такой вид свободного рождения в городах признается Естественным Правом, которое прежде называлось Правом Родов (Jus Gentium), т. е. Благородных Домов (так как в Героические Времена существовали исключительно Аристократические Республики, а характерная особенность их - такое право, как было сказано выше); потом появились народные Республики, где нации целиком оказываются Господами верховной Власти; а за ними - Монархии, где Монархи представляют подчиненные им Нации в целом; и в них это естественное право стало называться Естественным Правом Наций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.