Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мф. 19, 1-12; Мк. 10, 1-12; Лк. 16, 18






 

Однажды к Христу подошли фарисеи с целью искусить Его. Они спросили у Него: «По всякой ли причине позволительно че­ловеку разводиться с женою своею?» Сами фарисеи считали этот вопрос очень трудным и, может быть, до конца не разрешимым. В то время существовали различные толкования Моисеева закона о разводе (Втор. 24, 1). Так как Моисей не перечислил конкретно причин, из-за которых можно разводиться мужу с женой, то «фа­рисейская праведность» воспользовалась этим случаем и в угоду своей плоти навыдумывала множество причин для развода. Раз­вод допускался в самых разнообразных случаях. Так, например, «если кто-либо увидит женщину красивее своей жены, то, по мне­нию некоторых книжников, он может отпустить свою жену и же­ниться на этой женщине». А раввинская школа знаменитого за­конника Гиллеля доходила в своем толковании до таких крайно­стей, что удивляла даже язычников. Раввины этой школы допус­кали, что если жена плохо приготовит обед своему мужу, пересо­лит его или пережарит, то он может развестись с ней, как если бы она была поражена какой-нибудь телесной проказой.

Разумеется, наряду с такими толкованиями Моисеева закона были и строгие взгляды на эту злободневную проблему.

Своим вопросом фарисеи хотели поставить Иисуса Христа в трудное положение, надеясь, что Он скажет что-либо противоре­чащее закону. Если бы Христос сказал, что позволительно мужу разводиться с женой по любой причине и жениться на других, то это было бы против здравого смысла. Если же Христос ответил бы, что нельзя разводиться с женой ни по какой причине, то сде­лался бы виновным в нарушении Моисеева закона, по которому были предусмотрены причины развода.

Но Господь смотрел на брак не как на простое и случайное со­жительство мужчины с женщиной, а как на неразрывный союз, установленный в начале самим Богом. Во время творческого ак­та Бог создал мужеский пол (пол – половина) и женский и затем повелел им соединиться для совместной жизни так, чтобы из этих половин составилось одно целое, одна плоть. Поэтому «оста­вит, ¾ говорит Адам, ¾ человек отца своего и мать свою и приле­пится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24).

Апостол Павел, раскрывая учение Иисуса Христа о браке, как сочетании мужчины и женщины в одно целое, писал Коринфянам: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 4).

Такое единство плоти, основанное на предоставлении мужем своего тела в исключительное обладание жены, и женою своего те­ла в такое же обладание мужа, несомненно нарушается с появлени­ем третьего лица, завладевающего телом одного из них. При этом происходит раздвоение целого, распадение союза любви, установ­ленного самим Творцом. Этот акт называется прелюбодеянием. Он разрушает творческий замысел Бога о человеке. Поэтому Христос ответил Своим искусителям: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

На это фарисеи возразили Ему: «Как же Моисей заповедал да­вать разводное письмо и разводиться?»

Тогда Христос сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так...» Таким образом, Христос считал постановление Моисея о разводе чисто человеческим. Это было снисхождением к грубым нравам ветхозаветного человека, а потому Моисеев закон о разво­де носил временный характер. Заблуждение же фарисеев заклю­чалось в том, что они смотрели на этот временный закон как на вечный, равный заповедям Божиим.

Услышав такое строгое суждение о брачной жизни от своего Учителя, апостолы откровенно сказали Ему: «Если такова обя­занность человека к жене, то лучше не жениться». На это замеча­ние учеников Господь ответил: «Не все вмещают слово сие, но ко­му дано...»

Иисус Христос не принуждал ни к браку, ни к девственной жизни, но отдавал предпочтение девственности. Он как бы так от­вечает на мнение Своих учеников о безбрачии: «Вы говорите, что при таких строгих обязанностях к жене лучше не жениться. И Я говорю вам, что лучше человеку не жениться. Но так как многие не могут воздерживаться, то такие пусть женятся, и в этом нет ника­кого греха. А кто может воздерживаться и быть целомудренным, кто может остаться всю жизнь девственником, пусть остается».

Итак, перед человеком два пути: или честный брак, или цело­мудренное безбрачие. Оба пути трудны для исполнения. Если для многих тяжело честное исполнение обязанностей супружества, то нелегко и воздержание.

Говоря о безбрачии, Господь привел три примера девственно­сти, называя девственников скопцами. «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного».

Два первых вида девственности являются вынужденным со­стоянием человека. Это люди, которые или родились скопцами, или оскоплены людьми. Такие люди не заслуживают никакой по­хвалы за свое вынужденное целомудрие. Нельзя же хвалить слепо­го за то, что он не видит соблазнительных предметов, и глухого за то, что он не слышит соблазнительных речей. Точно так же и скоп­ца нельзя хвалить за то, что он не делает того, что не может делать. Человек обладает свободной волей, и поэтому несет наказание или получает награду только за свои произвольные поступки. Если в нем происходит борьба между плотью и духом, и он силой духа своего, и с Божьей помощью, побеждает греховные похоти плоти, то честь и слава ему. А если такая борьба даже невозможна, то не может быть и победы, не стоит он и похвалы.

Из трех видов девственников Господь ставит в пример тех лю­дей, которые, не имея никаких препятствий к брачной жизни, доб­ровольно отказались от нее ради беспрепятственного служения Богу.

Но в чем же состоит заслуга девственников? Почему безбра­чие лучше брака? И почему «не все вмещают слово сие, но кому дано»? На эти вопросы хорошо отвечает святитель Иоанн Злато­уст в своем слове о девстве.

«Девство, ¾ говорит святитель, ¾ потому хорошо, что отклоня­ет всякий повод к излишней заботе о житейских делах и доставля­ет полный досуг для дел богоугодных; девственник или девствен­ница отрешаются не только от уз брачных и сопряженных с ними забот, но и от всех наслаждений плотских, от всего, что отвлекает от мысли о Боге... Я знаю трудность этого состояния, ¾ продолжа­ет св. Златоуст, ¾ знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы. Для этого требуется душа ревностная, мужественная, не подчиняющаяся похотям; здесь надобно идти по раскаленным углям... и не обжечься, выступать против меча, и не быть ране­ным; ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит неприготовленною и не будет противиться ее вле­чениям, то скоро погубит себя. Поэтому нам нужно иметь адаман­товый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше, ибо «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1)».

Итак, честный брак и целомудренное безбрачие – это два пу­ти, идя по которым можно достичь Царства Небесного. Но пре­имущество безбрачия в том, что оно дает человеку больше благо­приятных условий в достижении этой святой цели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.