Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности американских кредитных учреждений.






Коммерческие банки США - это финансовые институты, получившие специальную лицензию федеральных властей или властей штата, позволяющую принимать чековые и прочие виды депозитов, а также предоставлять кредиты. Вследствие изменений, произошедших в финансовой системе США, не все Финансовые институты, принимающие средства на чековые депозиты по статистике считаются банками. Так, чеки могут выписываться по NOW-счетам в ссудосберегательных ассоциациях, которые формально не являются банками.

Коммерческие банки составляют основную часть финансовой системы США, из них около 2/3 являются банками штатов, частными


 


       
 
 
   

банками, получившими чартер (уставные документы банка, подлежащие регистрации) штата и 1/3, получившими чартеры от федерального правительства, то есть являющимися национальными (рис. 2).

Основные черты деятельности американских банков в настоящее время следующие:

1.Деятельность коммерческого банка фиксируется в балансовом отчете;

2. Банковская система основана на частичных резервах.
Коммерческие банки должны держать обязательные резервы в ФРС в
виде кассовой наличности;

3. Банки теряют резервы и текущие счета, когда на них
выписываются чеки:

 

4. Коммерческие банки создают деньги (текущие счета или
банковские деньги), когда они предоставляют ссуды. Создание чековых
вкладов с помощью банковского кредитования является важнейшим
источником денег;

5. Способность отдельного коммерческого банка создавать
деньги через кредитование зависит от размера его избыточных
резервов. Банк может давать ссуду, равную по объему его
избыточным резервам. Система коммерческих банков в целом
способна предоставлять ссуду, в несколько раз превышающую ее
избыточные резервы, так как банковская система не может утрачивать
резервы, хотя отдельные банки могут уступать свои резервы другим
банкам;

6. Стремление банков менять денежное предложение в целях
собственной выгоды обуславливает необходимость контроля ФРС за


Рис..2..Состав банковской системы США Активами коммерческих банков США служат:

1. Ссуды, предоставляемые фирмам под разнообразные
проекты и частным лицам;

2. Процентные бумаги, в частности бумаги Федерального
правительства, а также правительственные обязательства
иностранных государств. Ценные бумаги Федерального прави­
тельства обладают особой надежностью, рынок этих бумаг
хорошо развит и, следовательно, они являются в большей степени
ликвидными;



3. Наличные резервы, обладающие абсолютной ликвидностью.
С точки зрения банков казначейские векселя тоже являются
высоколиквидными;

4. Прочие активы - все виды активов банков, от компьютеров
до зданий и земельных участков и др.

Пассивами коммерческих банков США являются:

1. Депозиты - главный источник банковских средств. Банки
привлекают вклады клиентов, предлагая вкладчикам удобства
расчетов с помощью чековых депозитов, или доходы по депозитам,
приносящим проценты, или и то и другое вместе. Для клиентов
банков депозиты являются наиболее предпочтительной формой
хранения средств и помещения наличных денег, так как
выписывание чеков очень удобно при расчетах и по депозитам
выплачиваются проценты;

• Депозиты до востребования (чековые депозиты)
составляют около 30% всех депозитов. Средства с этих
счетов могут быть востребованы вкладчиком без
предварительного уведомления;

• Сберегательные и срочные депозиты - для снятия средств
требуется специальное уведомление в установленный срок.
По таким депозитам банки выплачивают большие проценты,
так как банте имеет возможность инвестировать эти средства
не беспокоясь о возможном востребовании данных вкладов
клиентом;

2. Непосредственные займы у населения путем выпуска кредитных
денег с выплатой процентов на их сумму.


Общая сумма активов (пассивов) на начало 1987 г. составляла огромную величину - около 2600 млрд. долларов.

К настоящему времени общее число банков по сравнению с 1925 г, (27, 8 тыс.) уменьшилось почти вдвое. Большую роль в этом процессе сыграли массовые крахи банков в 30-х годах, а также слияния и поглощения. Особенно резко сократилось количество штатных банков 19, 8 тыс. в 1925 г. до 9, 8 тыс. в 1974 г. Из них только 1, 1 тысячи являлись членами ФРС. Количество национальных банков уменьшилось с 8 тыс. до 4, 7 тыс.

Несмотря на видимость внешней раздробленности банковской системы США, в ней господствуют крупнейшие банки. Так, в 1974 на долю 50 крупнейших банков (менее 0, 5% всех банков) приходилось 37, 7% активов банковской системы, а десять из mix распоряжались более половиной всех активов (56, 7%) этой группы монополии. Показательно соотношение сил внутри ФРС: в 1973 г. 153 банка с депозитами 500 млн. долларов и выше (2, 7% членов ФРС) сосредоточили 453, 9 тыс. служащих (55, 7%), 253, 5 млрд. долларов ссуд (64, 9%), 318 млрд. долларов депозитов (60, 5%) и 31, 7 млрд. долларов собственного капитала и резервов (62, 1%). Они получили 63, 3% всех операционных доходов.

В настоящий период банковский капитал активно применяет такие формы централизации, как открытие филиалов, создание банковских холдинг-компаний, корреспондентские связи. Банковское законодательство США до сих пор запрещает открытие отделений за пределами штата, где находится главная контора банка. В ряде штатов банкам вообще запрещается иметь отделения. Тем не менее, филиальная сеть банков быстро растет. Число отделений в 1950 г.


составляло 4, 8 тыс., а количество банков, имевших отделения, -лишь 8, 8 % всех банков. В 1974 г. в стране имелось 29, 9 тыс. банковских отделений. Крупные монополии пытаются обойти запрет путем создания банковских холдинг-компаний и системы цепной связи Холдинг-компания скупает акции юридически независимых банков и ставит их под контроль какого-нибудь крупного монополистического банка. " Цепи" контролируются не компанией, а отдельными лицами, которые приобретают акции банков в определенном районе.

Под управлением банковских холдинг-компаний находятся сотни кредитных учреждений. Бурный рост этих учреждений наблюдался в 60-х годах, гак как холдинг-компания удобна для обхода ряда законодательных запретов (например, запрещение покупать акции некоторых видов небанковских компаний -страховых потребительского кредита и т. д.). Однобанковские холдинг-компании были организованы в последние годы наиболее крупными банками США, в том числе такими гигантами, как " Чейз Манхэттен бэнк", " Сити бэнк" и другими. В результате общее число банковских холдингов составляет около 1600. Они контролируют примерно 70% всех банковских активов. По свидетельству экспертов, массовое учреждение холдинг-компаний существенно повысило уровень концентрации банковского капитала в 24 американских штагах.

Наряду с изменениями в структуре банковской системы и тенденцией к укрупнению банков претерпевают изменения и их операции. В начале XX века главной статьей активов коммерческих банков были краткосрочные ссуды торгово-промышленным


предприятиям. В 20-х годах резко повысился удельный вес инвестиций в ценные бумаги и выдача ссуд под эти бумаги, что было связано с биржевым бумом, который окончился гигантским крахом в 1929 г. В период второй мировой войны подавляющая доля активов приходилась на облигации Казначейства, тогда как ссуды промышленным компаниям составляли лишь 16% активных операций.

После войны наметилась новая перестройка активов: значительно повысилось доля ссудных операций, и в них видное место заняли долгосрочные ссуды торгово-промышленным компаниям. Доля этих кредитов в общей задолженности торгово-промышленных компаний банкам составила 65%. Характерным для этого периода стал также исключительно быстрый рост банковского кредитования конечного потребления. Задолженность по ссудам коммерческих банков, выдаваемым для покупки товаров в рассрочку, увеличилась с 745 млн. долларов в 1945 г. до 72, 5 млрд. долларов в 1974 г. В пассивных операциях банков выявилась тенденция к заметному повышению удельного веса срочных и сберегательных вкладов в составе привлеченных средств - с 35, 4% в 1960 г. до 61.1% в 1974 г. (без межбанковских и правительственных депозитов). Такая тенденция отражает активную политику аккумуляции банками сбережений долгосрочного характера.

Важной чертой развития американских банков стало значительное расширение масштабов их операций в международном денежном обороте. Экспансия крупнейших банков за рубежом происходила в форме открытия заграничных филиалов,


 



 


приобретения доли в капитале заграничных банков, участия в многонациональных консорциумах и т. д.

Уже в 1960 г. восемь американских банков-гигантов имели 149 отделений за границей, из которых более половины принадлежали «Сити бэнк». Основная часть филиальной сети была сосредоточена в странах

В Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в 1973 г. 125 американских банков имели 700 отделений за границей, в том числе 156 в странах Западной Европы. Активы этих отделений равнялись 122 млрд. долларов.

Крупные иностранные банки в свою очередь открывают отделения и в США, активы которых составили 29, 5 млрд. долларов. Одним из крупнейших иностранных филиалов в США является принадлежащий западно- европейскому банковскому консорциуму «Европейско -Американский банк». Затем он слился с банком «Франклин нэшнл бэнк», который занимал 20-е место среди банков США. Заграничные операции приносят банкам, активно осваивающим международные рынки капиталов, крупные прибыли. У некоторых крупнейших нью-йоркских банков заграничные операции стали важнейшей доходной статьей: они дают 40-60% всех поступлений.

Высокий уровень процентных ставок 70-х - 80-х годов, ди­версификация форм вложения денег заставили коммерческие банки и сберегательные учреждения начать поиск эффективных способов привлечения ресурсов. Банки образовали новый вид счетов, совмещающих высокую ликвидность и надежность, т. е. качества беспроцентного текущего счета и срочного вклада. Наибольший


успех был у введенного, сберегательными банками штата Массачусетс в 1972 сберегательного счета, гарантировавшего вкладчику более высокий процент, чем по срочному вкладу и возможность параллельного использования счета в качестве расчетного. Эти счета используются банками под аббревиатурой NOW.

С 1982 г. сберегательным учреждениям было разрешено открывать клиентам счета с начислением процента без ограничений в зависимости от ставки процента на денежном рынке. Такой счет получил название " депозитного счета денежного рынка " (MMDA).

Актом 1982 г. банкам разрешено открывать счета Super NOW, проценты по которым определяются, исходя из рыночных ставок. Необходимость держать банковские резервы против Super NOW-счетов способствует тому, что вкладчики получают несколько меньший доход по этим счетам, чем по депозитным счетам денежного рынка, однако SNOW-счета более надежны. Счета SNOW используются в качестве расчетных без ограничений, но вкладчикам необходимо держать на счете остаток не менее $1000, иначе привилегия получать почти рыночный процент по вкладам ликвидируется, и Super NGW-счет превращается в обычный NOW-счет. С 1986 г. отменены пределы процентных выплат по счетам, и банки устанавливают уровень процента исходя из величины и срока вклада.

Использование NOW-счетов позволило сберегательным учреждениям нарушить монополию коммерческих банков на ведение текущих счетов. В ответ коммерческие банки обратились к практике предоставления услуг автоматического перевода средств и начали использовать скользящие ATS-счета, обеспечивающие наиболее


выгодный для клиента режим поддержания баланса на его текущем и сберегательном счетах. ATS-счет позволяет переводить средства со сберегательного на текущий счет в целях осуществления исковых платежей, а также возвращать на сберегательные счета суммы, превышающие текущие потребности в расчетах. Тем самым коммерческие банки сохранили конкурентные преимущества по сравнению с другими депозитными институтами, которым официально не разрешено открывать текущие счета.

В 1977 г. кредитные союзы (учреждения) стали открывать счета, против которых выписываются расчетные траст-счета SD, аналогичные NOW.

Помимо коммерческих банков, доминирующих на финансовом рынке, в США существуют различные мелкие банковские организации - сберегательные институты. Это кредитно-сберегательные ассоциации и взаимосберегательные банки. Только 126 из 3883 кредитно-сберегательных ассоциаций имеют активы, превышающие 1 млрд. долларов. Основную долю активов этих институтов (63, 4% для взаимосберегательных банков и 68, 3% для кредитно-сберегательных ассоциаций) составляют кредиты под недвижимость, а значительная часть пассивов включает срочные вклады (60, 7% для взаимосберегательных банков и 80, 2% для кредитно-сберегательных ассоциаций).

В сберегательных институтах выплачивается больший процент но вкладам по сравнению с коммерческими банками (66.6% всех сберегательных вкладов в кредитно-сберегательных ассоциациях вложены под более высокий процент, чем в коммерческих банках). Это позволяет привлекать значительные средства населения.


За время своего существования ФРС несколько раз меняла свое 01 ношение к кассовым остаткам, рассматриваемым в качестве банковских резервов, являющихся залогом стабильности и эффективности. Первоначальный Закон о ФРС позволял банкам - ее членам рассматривать в качестве своих резервов 1/2 имеющихся у них в наличии кассовых остатков плюс резервные депозиты в Федеральных Резервных Банках. С 1917 по 1959 г. в качестве резервов рассматривались только депозиты в Федеральных Резервных Банках. С 60-х годов банкам-членам ФРС было разрешено рассматривать все свои кассовые остатки в качестве резервов. Важным шагом в развитии резервной системы стало принятие Закона о Дерегулировании Депозитных Учреждений и Контроля за Денежным обращением 1980 г. С принятием этого закона контроль ФРС за уровнем обязательных резервов был распространен на банки, не являющиеся членами ФРС. Требования к резервам были установлены только для трех типов вкладов: трансакционным счетам, наличным срочным вкладам и обязательствам по валюте.

Уровень личных сбережений в США по сравнению с Японией крайне мал и правительство решило поощрить увеличение сбережений путем устранения требований к уровню обязательных резервов по личным сбережениям и срочным вкладам. Сокращение бесприбыльных резервов позволило банкам увеличить нормы процента по данным вкладом, что сделало их более привлекательными для размещения средств. Таким образом, коммерческие банки освободились от необходимости сохранения резервов по половине находящихся в них вкладов.

В 1987 г. уровень обязательных резервов для первых 36, 7



млн. долларов банка, находящихся на его трансакционыых счетах, включающих в себя вклады до востребования, NOW - счета, расчетные траты кредитных союзов, ATS - счета, счета автоматического перечисления средств (САПС - счета), вексельные счета, составлял 3% Вклады сверх 36, 7 млн. долларов обеспечиваются 12% резервного покрытия. ФРС может изменять уровень обязательных резервов по сумме вкладов сверх 36, 7 млн. долларов от 8% до 18%.

Уровень обязательных резервов но принадлежащим учреждениям срочным наличным вкладам равен 3% по депозитам со сроком погашения менее 1, 5 года.

Уровень обязательных резервов для обязательств по валюте (займам банков США у иностранных банков или их филиалов) составляет 3%. Впервые ФРС выдвинула требования резервного покрытия для этого источника средств в 1969 г. С 1978 по 1980 год эти требования выли сняты, но в 1980 г. вновь вступили в силу.

Все коммерческие банки - члены ФРС обязаны держать определенную долю вкладов до востребования, срочных и сберегательных вкладов либо в форме остатка на счетах в федеральном резервном банке, либо в виде кассовой наличности в сейфе.

Во многих штатах нормы обязательных резервов для банков -не членов ФРС меньше норм, установленных ФРС для ее членов. В частности, в штате Иллинойс, где для банков - не членов ФРС резервы не обязательны. В 18 штатах как резервы рассматриваются чеки и др. платежные документы на инкассо. В 28 штатах банки - не члены ФРС могут покрывать требуемые от них резервы полностью


или частично, приносящими доходы активами. В эти активы всегда входят правительственные ценные бумаги (в ряде случаев - только краткосрочные). В некоторых штатах эту роль играют ценные бумаги федеральных учреждений, долговые обязательства властей штатов, депозитные сертификаты и проданные федеральные фонды.

Вопросы по теме:

1. Назовите факторы, под воздействием которых
сформировалась Федеральная Резервная система США.

2. Расскажите о составе банковской системы США.

3. Какие особенности имеют Федеральные Резервные Банки
США?

4. Назовите основные черты коммерческих банков США
членов ФРС.

5. Какие функции выполняет Федеральный Комитет
Открытого Рынка?

6. Перечислите виды кредита, которые предоставляет ФРС.

7. Расскажите о Казначействе США и его функциях.

8. Какие особенности имеют американские крупные
учреждения?

9. Какие функции выполняет Совет Управляющих ФРС?

10. Расскажите о сберегательных институтах США.



Банковская система Англии 1. Создание Центрального банка. Его функции

Банковское дело в Англии имеет долгую историю. Более 200 лет английские банки играли ведущую роль в мире, и сегодня Лондон от­носится к важнейшим и крупнейшим финансовым центрам, а банковская система Великобритании принадлежит к числу старейших и наиболее развитых систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную структуру и опирается на мощный денежный рынок в Лондонском сити, имеющим тесные связи с главными финансовыми центрами мира.

Банк Англии - один из старейших и наиболее влиятельных цен­тральных банков мира. Он был создан в 1694 г. Его создание вызвано потребностью государства в финансовых средствах в результате войны против Франции. Основателями банка были торговцы и финансисты. Первой и важнейшей функцией банка стало предостав­ление кредитов правительству. Банк Англии получил право эмиссии банкнот, которые в любой момент могли быть обменяны на обра­щавшиеся металлические деньги. Поэтому банкноты Банка Англии быстро стали основными платежными средствами.

Наряду с эмиссией банкнот как одной из форм кредитования Банк Англии имел право выпускать государственные займы (долгосрочные) и казначейские векселя (краткосрочные). В результате этого постепенно сформировалась общая система управления государственной задолженностью через Банк Англии.

Банк Англии с самого начала не был чисто эмиссионным банком. В большом объеме он выполнял функции коммерческого банка, имевшего многочисленную клиентуру, векселя которой и учиты-


вал. Банк Англии предоставлял также кредиты под обеспечение, например, под земельные владения. Для проведения подобных операций он имел с 1826 г. огромное количество филиалов во всей стране.

В 1844 г. Банк Англии получил монополию на право выпуска банкнот в пределах Англии и Уэльса. Таким образом, был создан институт, который мог обеспечить более высокую стабильность денежного обращения на этапе массового создания акционерных обществ и усиленного развития торговли как внутри страны, так и за её пределами. Еще обращающиеся старые банкноты были постепенно изъяты и заменены новыми, выпущены Банком Англии. Этот закон установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимся в сейфе Банка Англии. Это привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка, которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все больше становился центральным банком.

В 1946 г. лейбористское правительство национализировало Банк Англии с обязательным выкупом акций у частных владельцев. Бывшие акционеры банка получили государственные бумаги, которые гарантировали им прежние проценты.

Совет директоров Банка Англии формируется по представлению Министерства финансов. Во главе Совета директоров стоят управляющий и его заместитель, которые назначаются на пять лет. К Директорату принадлежат также 4 штатных директора и 12 директоров-заместителей, назначаемых на


четыре года. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством. Отдельные практические решения в области денежной политики обсуждаются в специальном комитете Директората, куда входят управляющий, его заместитель и 5 директоров, среди которых один является штатным.

Банк Англии ведет счета правительства. Все поступления правительственных средств и расходы проходят практически целиком через него. Кроме того, он является кредитором, кредитным посредником и управляющим кредитами государства.

Банк Англии управляет большей частью государственной задолженности в форме государственных займов и казначейских векселей, ведает кассовые кредиты и отвечает за размещение государственных ценных бумаг. Он ведет также счета иностранных центральных банков, поддерживающих отношения с Банком Англии.

Государственное казначейство формально имеет право отдачи распоряжений Банку Англии, однако фактически никогда его не использует. Поэтому можно говорить о значительной независимости Центрального банка.

Свои контакты с коммерческими банками Банк Англии предпочитает поддерживать на основе соглашений, а не на основе законодательных предписаний. До 1971 г. Банк Англии контролировал процесс кредитования в стране главным образом путем изменения учетной ставки по ссудам коммерческим банкам. Кроме того, банки должны были соблюдать коэффициент кассовых активов, поддерживая кассу и остатки на счете в банке Англии на


 

 


уровне не ниже 8% от суммы активов, и коэффициент ликвидности, поддерживая портфель ликвидных активов не ниже 28% от общей суммы активов.

В 1971 г. существовавшая ранее учетная политика была модернизирована введением так называемой минимальной ставки выдачи -еженедельно устанавливаемой ставки на кредиты Банка Англии учетным домам, которую банк определяет на основании рыночных ставок по казначейским векселям. С 1981 г. Банк Англии эти ставки больше не публикует, а руководствуется предложениями коммерческих банков. После 1981 г. прежние коэффициенты также были отменены. Банковские ставки по ссудам не были более привязаны к учетной ставке Банка Англии и определялись на основе базовой ставки, объявляемой каждым банком индивидуально. Был установлен коэффициент резервных активов для коммерческих банков в размере 12, 5% суммы краткосрочных депозитов. Кроме того, банки должны были хранить сумму в 0, 5% своих краткосрочных депозитов на беспроцентном счете в Банке Англии.

После 1981 г. коэффициент резервных активов был отменён, зато коммерческие банки должны были хранить 2, 5% суммы краткосрочных обязательств в виде резерва на счетах в учётных домах, с которыми они связаны кредитными отношениями.

С этого времени Банк Англии в своей политике перенёс основной акцент на операции с государственными ценными бумагами (операции на открытом рынке). Политикой открытого рынка называют куплю-продажу ценных бумаг центральным банком с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача состоит в том, чтобы,



регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к народному хозяйству и на­селению. В период кризиса центральный банк создает возможности рефинансирование для банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, коммерческие банки получают деньги от центрального банка для предоставления кредитов народному хозяйству и населению. Банк Англии определяет объём купли и продажи ценных бумаг и уровень процентных ставок, по которым банки могут продавать ему или покупать у него эти ценные бумаги. Это возможно, так как наряду с коммерческими банками в купле-продаже участвуют и другие кредитные институты, сберегательные и инвестиционные компании, а также промышленные предприятия.

Банк (по закону от 1844 г.) разделен на два департамента - эмис­сионный и банковский. Эмиссионный департамент занимается выпуском банкнот под государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле банка. Банковский же департамент выдает ссуды коммер­ческим банкам по учетной ставке за счет хранящихся у него на счетах банковских депозитов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.